Борьба с космополитизмом в СССР
Страница 1

История » Борьба с космополитизмом в СССР

Послевоенные идеологические кампании получили довольно широкое освещение в современной научной литературе, а также значительный общественный резонанс. Последние десятилетия вопрос борьбы с космополитизмом в СССР в 1945 – 1953 годы довольно часто обсуждался, получая, неоднозначные, иногда весьма радикальные оценки. Несомненно, что кампания против космополитизма является одним из важнейших звеньев в серии тех политико-идеологических кампаний, которые были развернуты высшим руководством Страны Советов в послевоенные годы. Сегодня многие клеймят кампанию по «борьбе с безродным космополитизмом» (выражение Андрея Жданова, одного из главных идеологов и авторов программы) как одно из ярчайших проявлений антисемитизма советской власти, добавляя, что одной из важнейших ее задач было также подавление всякой творческой самостоятельности советской интеллигенции. Очевидно, кампания имела целью взять под контроль начавшийся в конце 30-х гг. процесс «идейного разоружения» в обществе и предотвратить рост прозападных настроений, особенно в условиях развернувшейся сразу после войны «холодной войны». Однако был ли действительно антисемитизм основой новой идеологической кампании? Или репрессии против евреев явились общим следствием борьбы с антипатриотизмом, просто следствием, более широко освещенным в прессе? Этот вопрос остается спорным. К тому же, космополитами признавались не только евреи, но и русские, например. Большое количество представителей еврейского населения действительно пострадало от развернувшейся кампании, однако не стоит забывать, что они составляли очень значительную прослойку советской интеллигенции.

К сожалению, в кампании по борьбе с космополитизмом было множество перегибов, которые придавали ей иногда несколько извращенные формы, которые могли бы показаться довольно абсурдными, если бы не имели столь печальных последствий. Тем не менее, как бы ни ругали сегодня сталинскую кампанию против космополитов, нужно учитывать, что с точки зрения правящего в те годы режима и при существовавшей тогда идеологической системе борьба с «антипатриотическими» проявлениями имела свои объективные предпосылки и помимо «антисемитизма». Она входила в общий комплекс мер, которые были предприняты после войны для общего укрепления коммунистического строя, а также для контроля над проявлениями национальных чувств, дозволенными во время войны в пропагандистских целях.

Победоносное завершение Великой Отечественной войны породило в советском обществе надежды на либерализацию общественной жизни, расширение свободы творчества и ослабление жесткого государственного контроля в области искусства, литературы. Однако начавшаяся вскоре «холодная война» перечеркнула все подобные упования. Первые признаки похолодания отношений с Западом характеризовались новым «завинчиванием гаек» в отношении интеллигенции. Так, в 1946 г. уже появляются первые постановления ЦК партии по вопросам культуры (например, «О журналах «Звезда» и «Ленинград»», «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» и т.д.). В это же время беспощадно критикуется ряд известных советских писателей: М.Зощенко охарактеризован как «пошляк и подонок литературы», Анна Ахматова названа «типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии». А главный идеолог партии А.А. Жданов ведет кампанию, обличающую «дух низкопоклонства перед современной буржуазной культурой Запада». Естественным продолжением «борьбы с низкопоклонством» становится борьба с «космополитизмом», направленная в первую очередь против части интеллигенции, которой приписывали прозападные идеи. Фактически, на «идеологическом фронте» сражение ведется сразу по многим направлениям: против некритической оценки западной культуры, против остатков буржуазных воззрений, против проявлений «низкопоклонства», а также отступлений от марксизма-ленинизма в науке, искусстве, литературе.

Сегодня некоторые историки усматривают идеологические зачатки будущей «борьбы с космополитизмом» уже в знаменитом тосте Сталина «за здоровье русского народа» (некоторые усматривают в нем также проявление национализма и великодержавия) и последовавшем за ним периодом культивирования патриотических, а по заявлениям ряда исследователей, даже, якобы, националистических настроений. Впервые теоретическое обоснование космополитизма в сравнении с патриотизмом и национализмом было дано в статье О.В. Куусинена «О патриотизме», где космополитизм трактовался как «безразличное и пренебрежительное отношение к Отечеству». Фактически, из статьи можно было сделать вывод, что космополитами могли быть только «враги народа», сторонники буржуазного космополитизма и национализма. Очередную попытку подвести теоретическую базу под космополитизм и антипатриотизм мы видим в статье Г.Ф.Александрова «Космополитизм — идеология империалистической буржуазии», опубликованной в 1948 г. в «Вопросах философии». В ней космополитами объявлялись кадет П.Н.Милюков и др., «отъявленными космополитами» - такие бывшие оппоненты Сталина, как Н.И.Бухарин и Л.Д.Троцкий, Пятаков и пр. Таким образом, термин приобретал довольно зловещий оттенок.

Страницы: 1 2 3

Северная война - борьба за выход к Балтийскому морю
К началу войны Швеция обладала первоклассной армией и сильным военно-морским флотом, в союзе с Саксонией (курфюрст которой Август II был одновременно польским королём, как пишет историк В.О. Ключевский, "кое-как забравшийся на польский престол и которого чуть не половина Польши готова была сбросить с этого престола") и Данией ...

Мария Петровна Буйносова-Ростовская
Малоизвестная царица XVII века — Мария Петровна Буйносова-Ростовская. Она была женой второго выборного царя, Василия Ивановича Шуйского, прозванного в народе полуцарем. В течение всего периода его четырехлетнего правления на престол претендовал якобы спасшийся «царь Дмитрий Иванович», бывший на самом деле вторым самозванцем Лжедмитрием. ...

Образование и наука в первой половине XIX в
Начало XIX в.— время культурного и духовного подъема в России. Отечественная война 1812 г. в небывалой степени ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Произошло сближение с русским народом других народов России. Культурному подъему содействовала политика «просвещенного абсолютизма» Александра I. Унив ...