Борьба с космополитизмом в СССР
Страница 1

История » Борьба с космополитизмом в СССР

Послевоенные идеологические кампании получили довольно широкое освещение в современной научной литературе, а также значительный общественный резонанс. Последние десятилетия вопрос борьбы с космополитизмом в СССР в 1945 – 1953 годы довольно часто обсуждался, получая, неоднозначные, иногда весьма радикальные оценки. Несомненно, что кампания против космополитизма является одним из важнейших звеньев в серии тех политико-идеологических кампаний, которые были развернуты высшим руководством Страны Советов в послевоенные годы. Сегодня многие клеймят кампанию по «борьбе с безродным космополитизмом» (выражение Андрея Жданова, одного из главных идеологов и авторов программы) как одно из ярчайших проявлений антисемитизма советской власти, добавляя, что одной из важнейших ее задач было также подавление всякой творческой самостоятельности советской интеллигенции. Очевидно, кампания имела целью взять под контроль начавшийся в конце 30-х гг. процесс «идейного разоружения» в обществе и предотвратить рост прозападных настроений, особенно в условиях развернувшейся сразу после войны «холодной войны». Однако был ли действительно антисемитизм основой новой идеологической кампании? Или репрессии против евреев явились общим следствием борьбы с антипатриотизмом, просто следствием, более широко освещенным в прессе? Этот вопрос остается спорным. К тому же, космополитами признавались не только евреи, но и русские, например. Большое количество представителей еврейского населения действительно пострадало от развернувшейся кампании, однако не стоит забывать, что они составляли очень значительную прослойку советской интеллигенции.

К сожалению, в кампании по борьбе с космополитизмом было множество перегибов, которые придавали ей иногда несколько извращенные формы, которые могли бы показаться довольно абсурдными, если бы не имели столь печальных последствий. Тем не менее, как бы ни ругали сегодня сталинскую кампанию против космополитов, нужно учитывать, что с точки зрения правящего в те годы режима и при существовавшей тогда идеологической системе борьба с «антипатриотическими» проявлениями имела свои объективные предпосылки и помимо «антисемитизма». Она входила в общий комплекс мер, которые были предприняты после войны для общего укрепления коммунистического строя, а также для контроля над проявлениями национальных чувств, дозволенными во время войны в пропагандистских целях.

Победоносное завершение Великой Отечественной войны породило в советском обществе надежды на либерализацию общественной жизни, расширение свободы творчества и ослабление жесткого государственного контроля в области искусства, литературы. Однако начавшаяся вскоре «холодная война» перечеркнула все подобные упования. Первые признаки похолодания отношений с Западом характеризовались новым «завинчиванием гаек» в отношении интеллигенции. Так, в 1946 г. уже появляются первые постановления ЦК партии по вопросам культуры (например, «О журналах «Звезда» и «Ленинград»», «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» и т.д.). В это же время беспощадно критикуется ряд известных советских писателей: М.Зощенко охарактеризован как «пошляк и подонок литературы», Анна Ахматова названа «типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии». А главный идеолог партии А.А. Жданов ведет кампанию, обличающую «дух низкопоклонства перед современной буржуазной культурой Запада». Естественным продолжением «борьбы с низкопоклонством» становится борьба с «космополитизмом», направленная в первую очередь против части интеллигенции, которой приписывали прозападные идеи. Фактически, на «идеологическом фронте» сражение ведется сразу по многим направлениям: против некритической оценки западной культуры, против остатков буржуазных воззрений, против проявлений «низкопоклонства», а также отступлений от марксизма-ленинизма в науке, искусстве, литературе.

Сегодня некоторые историки усматривают идеологические зачатки будущей «борьбы с космополитизмом» уже в знаменитом тосте Сталина «за здоровье русского народа» (некоторые усматривают в нем также проявление национализма и великодержавия) и последовавшем за ним периодом культивирования патриотических, а по заявлениям ряда исследователей, даже, якобы, националистических настроений. Впервые теоретическое обоснование космополитизма в сравнении с патриотизмом и национализмом было дано в статье О.В. Куусинена «О патриотизме», где космополитизм трактовался как «безразличное и пренебрежительное отношение к Отечеству». Фактически, из статьи можно было сделать вывод, что космополитами могли быть только «враги народа», сторонники буржуазного космополитизма и национализма. Очередную попытку подвести теоретическую базу под космополитизм и антипатриотизм мы видим в статье Г.Ф.Александрова «Космополитизм — идеология империалистической буржуазии», опубликованной в 1948 г. в «Вопросах философии». В ней космополитами объявлялись кадет П.Н.Милюков и др., «отъявленными космополитами» - такие бывшие оппоненты Сталина, как Н.И.Бухарин и Л.Д.Троцкий, Пятаков и пр. Таким образом, термин приобретал довольно зловещий оттенок.

Страницы: 1 2 3

Жестокость, плюсы и минусы
Весь быт военных поселян был регламентирован, отступления от расписания строго карались, назначались наказания палками и шпицрутенами (гибкий лозовый прут длиною в 2 м.). Основным занятием были военные учения. Все сельскохозяйственные работы производились только по приказу командира. Офицеров интересовала прежде всего военная подготовка ...

Крещение Руси.
Соседние с Киевской Русью государства исповедовали религии, основу которых составлял монотеизм, то есть вера в единого Бога. В Византии господствовало христианство, в Хазарии - иудаизм, в Волжской Булгарии - ислам. Однако наиболее тесные связи существовали у Руси с христианской Византией. "Повесть временных лет" рассказывает, ...

Реформы в сфере управления.
В сфере управления реформы Маврокордата устанавливают по всей стране вместо боярской администрации, администрацию с чиновниками, получающими жалование. Бан Олтении был заменен должностью каймакама (заместителя), назначаемого господарем; пыркэлабы и капитаны уездов были заменены исправниками, назначаемыми из числа местных бояр. Большинс ...