Заключение

Развитая Филофеем в политическую теорию формула “Третьего Рима” была не нова для литературы XV-XVI столетий. Сказания о наследовании той или иной страной религиозно- политического величия были известны еще в Византии. Перо Филофея приблизило их к современным условиям политико-правовой жизни русского общества.

Современники так и восприняли теорию псковского старца. Никогда она не служила - ни во время жизни мыслителя, ни впоследствии -оправданием или обоснованием каких-либо агрессий.

Теория Филофея “Москва - Третий Рим” получила большое распространение, она неоднократно воспроизводилась средствами живописи, включалась в состав храмовых росписей и других эпохальных живописных и литературных произведений и была усвоена русским общественным мнением. Отдельные ее формулы воспроизведены в чине венчания Ивана IV на царство, и в этом плане вполне возможно считать ее доктриной, получившей официальное признание.

Идеал, заключенный в понятии "Москва - Третий Рим", не уходил из жизни в ее традиционно религиозном выражении и постепенно нашел себе новое выражение в терминах идеологии вестернизирующегося мира. Отлученные от церкви противники Никона сумели сохранить и при петровском режиме старообрядческую церковь, а в век западного романтизма русская вера в уникальную судьбу России и ее вселенскую миссию проявилась в славянофильском движении.

Народы и древнейшие государства на территории нашей страны
Современная наука пришла к выводу, что все многообразие нынешних космических объектов образовалось около 20 миллиардов лет тому назад. Солнце — одна из множества звезд нашей галактики возникло 10 миллиардов лет тому назад. Наша Земля — рядовая планета Солнечной системы — имеет возраст 4,6 миллиарда лет. Сейчас принято считать, что челов ...

Создание Кириллом и Мефодием славянской письменности.
860 Успешный поход Аскольда и Дира на Константинополь (Царьград). Темы 3, 4, 5 Проблема образования российской государственности Киевская Русь – первое восточнославянское государство Феодальная раздробленность Русь в XIII–XIV вв. Монгольская империя и Русь   862 Призвание в Новгород – политический центр Сла ...

Александр и Орда
В 1247 году «Поеха Андреи княз Ярославич в Татары к Батыеви, и Олександръ княз поеха по братии же к Батыеви» – сообщает летописец. Поводом для данной поездки послужила гибель Ярослава Всеволодовича, (Плано Карпини писал, что монгольская «ханьша» приказала отравить князя Ярослава, чтобы завоевателям было «свободнее и окончательнее завлад ...