Древние народы Мексики и Центральной Америки

История » Племена Южной и Северной Америки » Древние народы Мексики и Центральной Америки

Та часть Западного полушария, которая в настоящее время известна под названием Мексики и Центральной Америки, состоит из пояса суши длиной в 2500 миль и шириной от 1000 до 50 миль. Пояс этот соединяет два больших материка – Северную и Южную Америки. Главную часть его северной, более широкой половины, составляет плоскогорье, которое отлогими ступенями поднимается к югу и окаймляется двумя горными цепями. На склонах гор и на плоскогорье климат умеренный. На севере недостаточно воды, но далее к югу в летние месяцы наступает сезон дождей, и земля отличается плодородием. Климат в пределах этого района самый разнообразный, и там можно встретить все виды растений – от тропических банановых деревьев и пальм до сосен, которые покрывают верхние склоны гор. Значительная часть этой территории представляет собой тропические джунгли, покрытые болотами и лесами, где водятся ягуары и аллигаторы и встречаются макао и попугаи. Горы и недостаток судоходных рек затрудняют сообщение.

Данные археологии, находки каменных орудий и скелета ископаемого человека говорят о том, что на территории Мексики человек появился 15 – 20 тысяч лет назад. Народности страны, названные европейскими завоевателями индейцами, разделялись на большое число различных племен, говоривших на разных языках и независимых в политическом отношении друг от друга.

В долинах Новой Мексики, в бассейнах рек Соноры и Синалоа и у озер области Халиско жило несколько племен, которые перешли к земледелию и имели зачатки цивилизации. Но индейцы большинства племен кочевали в горах и пустынях внутренних областей, питались листьями кактусов или Мясом диких зверей и спали в палатках из шкур. На юге же обитали племена, занимающиеся земледелием. Некоторые племена уже стояли на довольно высоком культурном уровне.

Общество было еще теократическим. Каждое племя имело своих отдельных богов. Общего культа не было. Личность не была освобождена от власти жрецов.

На востоке, вдоль берегов Мексиканского залива, жили тотонаки. Богатые рыбой озера Мичоакана принадлежали тарасканам. В горах Оахаки обитали родственные между собой племена мистеков и сапотеков. За Оахакой в областях Чиапас и Юкатан жило племя майя. Однако в XV веке все эти племенные группы в военном и культурном отношениях стояли ниже племени нахуа, которому принадлежала долина Анахуак и прилежащие к ней территории. А самым сильным из племен нахуа были ацтеки, или мексиканцы, чей город Теночтитлан был построен на острове посреди озера, находившегося в центре долины.

Несмотря на языковые и политические различия, индейские народности Мексики имели одинаковое расовое происхождение и были сходны в физическом и интеллектуальном отношении. Они отличались коричневым цветом кожи, широкими скулами, прямыми черными волосами на голове и незначительным волосяным покровом тела.

Американские индейцы в большинстве принадлежат к монгольской ветви человеческого рода. В физическом и духовном отношении они напоминают обитателей Восточной Азии.

В течение 12–14 тысяч лет обитатели Америки оставались охотниками или собирателями плодов. Первый и решающий шаг по пути цивилизации – выращивание маиса – был сделан, вероятно, за 4 тысячи лет до нашей эры. Этой культуре предстояло сыграть для американцев такую же ведущую роль, как пшенице и ячменю для культур Восточного полушария. Выращивание злаков привело к регулированию имущественных прав на землю и воду, к наблюдению времен года и изобретению календаря, к религиозным обрядам, целью которых было увеличить урожай, и к созданию касты жрецов и определенной формы правления.

Иногда группа родственных племен образовывала конфедерацию или объединялась под руководством династии мощных касиков (касик – кубинское слово, ввезенное в Мексику и применявшееся испанцами по отношению к мексиканским племенным вождям). Но подлинного политического единства между племенными группами не было.

По природе своей обитатели Мексики и Центральной Америки были мирным народом, но недостаток плодородных земель заставлял многие племена воевать друг с другом.

Археологический период так называемых Ранних культур (до III в. до н.э.) был временем неолита, периодом собирательства, охоты и рыболовства, господства первобытнообщинного строя. В период Средних культур (III в. до н.э. – IV в. н.э.) возникло земледелие. Б этот период начинают проявляться различия в развитии племен и народов разных частей Мексики и Юкатана.

Деспотизм русского самодержавия
Миф об изначальном деспотизме самодержавия, извечном репрессивно-террористическом характере внутренней политики России (в отличие якобы от Западной Европы) довольно распространен в отечественной и зарубежной историографии истории государства и политологии либерального и крайне левого толка. Постоянное ужесточение уголовного права Моско ...

Славяне: теории про­ис­хождения и расселения
История славян уходит в глубину времен, и первые сведения о них зафиксированы в древнейших письменных источниках. «Сия земля по известию Геродота была необозримою равниною, гладкой и безлесной, только между Тавридою и днепровским устьем находились леса».[1]Все они с привязкой к определенной территории фиксируют славян лишь с середины I ...

Судьба и политическая деятельность Жукова в послевоенные годы
Жуков еще в ходе войны, и особенно настоятельно после войны, постоянно думал о том, как опыт и мудрость, добытые такой дорогой ценой, использовать рационально для решения задач военного строительства. Но ему не дали возможности в полной мере осуществить его замыслы. Согласно принятой тогда сталинской системе за ним, как и за другими вое ...