Век XIXСтраница 3
Вскоре после заключения Парижского мира, Александр II выступая в Москве перед представителями дворянства, заявил: " .Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство, враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что и вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу . "
Ликвидация крепостного права в 1861 году заложила фундамент для последующих нововведений, расширения прав местных органов самоуправления, учреждения выборного института мировых судей, введение суда присяжных, более гибкого института цензуры, установления принципа всесословности в комплектовании армии, демократизации высшей и средней школы. При всей половинчатости и ограниченности многих преобразований, они имели огромное прогрессивное значение, так как открывали для населения страны реальные возможности самореализации в экономике и других сферах жизни.
Однако смягчение политического режима и половинчатость реформ вызвали активизацию революционно-демократических и национально-освободительных сил в обществе. Александру II пришлось применить в России и Польше жесткие меры по подавлению новых мятежей и восстаний.
Реформаторская деятельность отняла у самодержца много физических и нравственных сил, семь террористических покушений революционеров вызывали потребность в смене обстановки и самой политике. Начался охранительный период царствования с постепенным свертыванием многих реформ.
Царь-реформатор не стал политическим лидером ни элиты, ни интеллигенции, ни, тем более, общенациональным лидером. Он вызвал раздражение у всех, даже у тех, кто ему был обязан свободой, хотя и неполной и относительной. В январе 1881 года была, наконец, сделана давно назревшая попытка ввести представительные органы власти. Убийство императора Александра II народниками окончательно остановило процесс реформ сверху, которые в силу своей ограниченности не удовлетворяли демократические и либеральные круги. Авторитарно-реформаторский политический режим Александра II был закономерно ликвидирован его преемником Александром III. Наступил период консервативной реакции, ускоривший нарастание революционного процесса.
Александр III вступил на престол зрелым 36-летним человеком. В последние годы царствования своего отца он находился в явной оппозиции реформам, возражая против отмены крепостного права. После гибели отца он некоторое время колебался между политикой продолжения умеренных реформ и курсом на их свертывание, предлагавшимся его воспитателем Победоносцевым.
В первой половине 80-х годов даже был проведен ряд некоторых реформ - отмена подушной подати, введение обязательного выкупа, понижение выкупных платежей. Но после Александр III взял курс на контрреформы, ограничивавшие и искажавшие либеральные преобразования 60-х годов. Было принято положение о введении чрезвычайного положения в любой области, затем приняты новые правила для печати с жесткой цензурой, далее последовало создание охранных отделений жандармских органов по охране государственной безопасности. Вскоре последовало разрешение земским начальникам судить крестьян, ограничение прав городского самоуправления.
В то же время, нельзя считать Александра III законченным ретроградом. Он привлек к государственному управлению С.Ю. Витте, который сыграл выдающуюся роль в модернизации экономики страны. Им была проведена денежная реформа, развернуто железнодорожное строительство, ускорился рост фабрично-заводской промышленности и в целом начата настоящая индустриализация страны.
Социальная жизнь
Древней Руси
Органом местного крестьянского самоуправления оставалась территориальная община – вервь.
В ее компетенцию входили земельные переделы, полицейский надзор, налогово-финансовые вопросы, решение судебных споров, расследование преступлений и исполнение наказаний.
В Древней Руси и в ХI в. вервь составляла экономическую и социальную основу о ...
Образование и наука второй половины XIX в.. Развитие образования.
Наследием крепостной эпохи "был крайне низкий уровень грамотности народа. Даже в Петербурге в конце 60-х гг. доля неграмотных (за исключением детей до семи лет) составляла 44%. В Москве по переписи 1871 г. неграмотных оказалось 55%. В губернских городах их процент повышался до 60—70, в уездных — до 70—80, в деревне грамотность была ...
Православные школы
Начальные православные школы организовывались при монастырях и соборах. Учились там, в основном, дети православного духовенства и богатых горожан. Школы содержались за счет церкви, подчинялись епископии и митрополиту. Главная цель обучения в школах такого типа – подготовка будущих представителей клира.
Система обучения включала следующ ...