Историческая роль православия.Страница 1
Конечно, в России всегда было и есть сегодня немало людей, твёрдо следующих своей вере, не поддающихся никаким соблазнам и искушениям. Именно они создали и продолжают создавать тот стержень российской цивилизации и культуры, благодаря которому Россия оказалась способной вынести все тяжелейшие испытания, выпавшие на её долю. Историческую роль православия в России следует выделить особо прежде всего потому, что масштабы его воздействия на российское общество, на культуру и умственное воспитание всех россиян намного превосходит масштабы воздействия иных конфессий. Строительство и рост российской государственности также были тесно связаны с православной церковью и православной верой. Поэтому принятие Русью христианства в 988 году по своему значению выходит далеко за пределы события чисто религиозного: его следует воспринимать как событие общекультурного и исторического масштаба. Русская культура опиралась в своём развитии на те же содержательные основания, что и культура Запада,- культуру периода святоотеческой литературы. Русская культура восприняла главным образом наследие восточных отцов, писавших по-гречески. Творения святых отцов церкви пользовались наивысшим авторитетом у книжников средневековой Руси. Сочинения таких авторов, как Иоанн Златоуст, Григорий Назианзин, Василий Кесарийский, Ефрем Сирин, Афанасий Александрийский, Иоанн Лествичник, Иоанн Дамаскин, Максим Исповедник, и многих других представителей патристики постоянно переводились, распространялись на Руси. Они служили главным источником самых разнообразных знаний, от теологических и философских до географических, математических, логических, астрономических и других. Через посредство святоотеческой литературы стала доступной широкая информация о ранней культуре античности, в частности, сведения о жизни и трудах мыслителей древности, таких, как Сократ, Платон, Аристотель, Пифагор, Демокрит, Филон.
Святоотеческое наследие задавало духовный уровень бытия человека и общества Древней Руси. Это был уровень христианской духовности, противостоящий низведению человека к животным проявлениям. Устремляя человеческую душу ввысь, патристика позволяла одухотворять жизнь, наполнять её возвышенным содержанием. Изучение и осмысление трудов отцов церкви, распространение на Руси соответствующих идей создавали прочную опору для наращивания культурного потенциала в противостоянии варварству, обскурантизму и нигилизму. Значительная роль принадлежала церкви и её представителям в решении задачи становления и укрепления российской государственности.
Нет сомнения в том, что культурно-историческая роль православия для России весьма значительна.
Благодаря православной вере в дореволюционной России удавалось поддерживать в массе населения определённый уровень духовности и нравственности. Огромное влияние оказал православный дух на народный характер, на литературу, искусство и философию. Его влияние во многом определило особенности российской цивилизации. Духовно-нравственная влияние православия не исчезло и в период советской власти, когда проводилась политика жёсткого государственного атеизма. Свидетельство тому служит хотя бы тот факт, что своё выступление по радио по случаю падения Германии Сталин вынужден был начать с традиционно христианского обращения: "братья и сестры…". Очевидно, критический момент заставил его интуитивно-прагматически вспомнить о православной душе русского народа.
А.Л. Ордин-Нащекин как государственный деятель
Важную роль в развитии экономической политики и системы государственного управления середины XVII в. сыграл Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащекин (ок. 1605—1680) — сторонник укрепления централизованного аппарата государственного управления, активно выступавший против боярского местничества и заботившийся об улучшении организации управлени ...
Завещание великого евразийца (по Л.Н. Гумилеву «От Руси к России: очерки
этнической истории»)
Труд Л.Н. Гумилева «От Руси к России: очерки этнической истории» состоит из трех частей: «Киевская держава», «В союзе с Ордой», «Царство Московское».
В начале первой части описываются славянские народы, их соседи и враги. Во II в. н.э. в результате пассионарного толчка началось Великое переселение народов. Готы стали хозяевами устья Ду ...
Россия на пороге Нового времени (XVII в)
После смерти Ивана Грозного в 1584г. на престол взошел сын Грозного Федор (1557-1598). Но Федор Иванович совершенно не любил государственные дела. Основная власть перешла к шурину (брату жены) царя Борису Годунову. Бездетному Федору должен был наследовать младший сын Грозного Дмитрий. Но в 1591 г. Дмитрий, неожиданно погиб. Боясь остать ...