Географическое положение
Страница 2

История » Восточные славяне » Географическое положение

Я знаю, что деревьям, а не нам

Дано величье совершенной жизни…

Н.Гумилев

Деревья для славян были не просто строительным материалом. Согласно легендам, были сотворены первые люди из дерева. И срубить дерево – убить человека.

Какой же находили выход древние славяне? Никогда не срубали дерево, выросшее на могиле, старое дерево, не вырубали – это было грехом, и покусившийся на порубку таких деревьев, должен был сойти с ума, покалечиться. Не строили из деревьев с аномалиями развития – с дуплами, вросшим в ствол камнем, с необычной формой ствола. Не строили дом из «проклятых» деревьев – сосны и ели. Не строили из мертвых деревьев, в таких деревьях печать смерти – можно занести ее в дом. А если и никто в таком доме не умрет, то заболеет «сухоткой». Не строили дом из буйных деревьев. Такие деревья могли погубить и лесоруба, а даже одна щепка от такого дерева могла разрушить дом. Такие деревья росли на заброшенных дорогах, на перекрестках дорог. А славяне дороге приписывали большой мифологический смысл – отрицательный. Дорога, уходящая вдаль символизирует путь на тот свет – ибо за пределами племенной территории начиналось царство неведомых сил. Дорога мыслилась язычниками как «горизонтальная проекция» Мирового Древа, соединявшего миры. Не случайна загадка:

«Когда свет зародился, тогда дуб повалился, а теперь лежит».

Не строили дом из садовых деревьев, их считали едва ли не членами семьи. Вот почему в русских народных сказках с деревьями разговаривают, советуются. («Крошечка-хаврошечка», «Молодильные яблоки»)

Славяне считали, что если деревья рубят, оно плачет. И перед тем, как срубить дерево, ему объясняли, что не выродок замахнулся на дерево, снять перед деревом шапку, поклониться земным поклоном и рассказать о нужде, заставившей покуситься на его зеленую жизнь. Положить около дерева кусочек хлеба, чтобы древесная душа выбежала из дерева поесть хлебушка, и ей не было больно. А вернувшись из лесу, необходимо попоститься и вымыться: чтобы души деревьев «потеряли след». Так же славяне поступали после охоты, убийства врага. Лесоруб после того, как срубил дерево, жил в отдельной хижине, не входил в общий дом, не сидел у очага, чтобы не навлечь беду на родных. А как умно поступали славяне при выборе места для избы! На земле есть места, благоприятные и неблагоприятные для жизни и деятельности человека. Это связано с расположением силовых линий, энергетических полей нашей планеты и с местными факторами (родники, не достигшие поверхности). Наши предки умели отличать «добрые» и «недобрые» места. Для выбора места для молодого жеребца, отправлялись в лес. Срубали дерево, и жеребец шел, куда ему вздумается. Где останавливался – можно было селиться. При постройке дома, при устройстве внутреннего жилища было множество условностей, традиций, в которые непреложно верили славяне. Религиозное осмысление красного угла связано с христианством. Священным местом, центром, в доме была печь. Печь и Божий угол – это христианский и языческий центры. Это как иллюстрация к русскому двоеверию первых веков после принятия христианства. Смена официальной религии очень мало изменила в традиционной культуре народа.

Древнейшей формой анимизма было почитание источников, болот, рек, то есть не их самих, а духов, обитавших в них.

Наряду с верой в населяющих природу духов, божков у восточных славян бытовала архаическая форма языческого монотеизма как представление о единстве космическом всего сущего мира. Культ этот Прокошит описал: «они считают, что один из богов – создатель молний – именно он и есть единый владыка всего, и ему приносят в жертву быков и всяких жертвенных животных». Космическое божество восточных славян носило имя Рода. Но нельзя связывать с культом Рода высший момент в развитии восточно-славянского язычества. В VIII – IX веках это божество уже потеснили новые поколения богов. Родоначальником славянских богов был Сварог – бог неба. Сварог был третьим царем после потопа. При нем с неба упали клеичи и «поча люди оружие новости». После Гефеста царствует его сын, «именем Солнце, его же наричють Дажьбог». Дажьбог выступает в роли наделителя благ. «Слово о полку Игореве» именует славян – «Дажьбожьими внуками». Чрезвычайно почитаемым божеством восточных славян был Волос/Велес. Идол Велеса стоял в Ростове. Его культ восходит к 100-35 тысячелетия до нашей эры. Имя этого божества связано с мехом («волоха» по Далю – «шкура») и его называют «скотий бог». Медвежья лапа вывешивалась во дворах для охраны скота. Но уже в IX веке Целее уже и покровитель торговли и достатка.

Страницы: 1 2 3

Понимание.
Язык исторической науки чрезвычайно специфичен. В отличие от естественно-математических дисциплин она не имеет строго упорядоченной и определенной терминологии, исключающей многозначность, двусмысленность, неясность понятийного аппарата. 1. Понимание текста (источника) С известной долей условности можно выделить три «ключа», питающие ...

Проблемы ассимиляции
Перед поляками-поселенцами (переселенцами) остро стоял вопрос о браке, тесно связанный с религиозной проблемой. Достаточно распространенными были и "разноверные" русско-польские браки. После 1883 г. полякам было разрешено вернуться на родину, но многие из них остались в Сибири, так как у них уже были семьи. В 1897 году в кра ...

Сталин и ученые
Сталин понимал роль гениев и уважал выдающихся советских ученых, и они платили ему тем же. Сталин искал новаторов повсюду, в том числе и в науке. Вот его слова: «В науке единицы являются новаторами. Такими были Павлов, Тимирязев. А остальные – целое море служителей науки, людей консервативных, книжных, рутинеров, которые достигли извест ...