Географическое положение
Страница 3

История » Восточные славяне » Географическое положение

В «Слове о полку Игореве» певец Боян назван Волосовым внуком, из чего можно заключить, что это божество покровительствует поэзии.

В отношении Перуна – почитание его связано с рождением государственности. Но ограничение культа Перуна социальными рамками вряд ли ограничено. Перун долгое время держался на окраинах Руси, и его славянизированное обличье летописец передает такими словами: «Начал княжить Володимер один в Киеве, и постави болван на холме вне двора теремного: Перуна древяного, глава серебряна, ус злат…»

Единственным женским божеством восточных славян была Макань (Макуша, Мокуша). Ее имя входит во все поучения XI – XIV веках против язычества. Ее изображение в образе женщины с большой головой и длинными руками, поднятыми к небу. Ее имя связано с культом матери сырой земли плодородия. Но Макошу считают иноплеменным божеством, а от такого можно ожидать всяких несчастий. Это видно из поговорки: «Бог не манишь, чем-нибудь да потешит» (А по Далю «манишь» - канючить, докучать просьбой).

Но божествам восточнославянским не хватало главного – духовного, этического и интеллектуального элементов: они олицетворяли силы природы, и ничего более. Христианство застало восточное славянское язычество не в период расцвета, как в Греции и Риме, а в момент его становления, неокрепшим и неразвившимся.

Религиозные представления о душе и загробной жизни нашли отпечаток дуализма. С одной стороны эти представления возвысились до идеи бессмертия души, а с другой стороны – все еще были тесно связаны с материальным началом – паром, дымом, ветром. Религиозные мысли восточных славян дошли до идеи рая, носившего название «ирий» - страны тепла и света. Загробная жизнь в ирии мыслилась как продолжение земной, поэтому и находим в захоронениях бытовые вещи.

Это представление о загробной жизни порождало погребальный обряд – трупосожжения. «Когда кто-то из них умирает, его сжигают на огне, а их женщины, если кто-то умер, ранят себя ножом руки и лицо. На другой день после сожжения этого умершего, они идут к нему, берут пепел с этого места, кладут его в сосуд глиняный и ставят на холм. Когда проходит год после того, как он умер, они берут 20 кувшинов меда, менее или более того, и направляются к тому холму собираются родственники умершего, там пьют и едят, затем удаляются». (Ибн Русте)

Что же касается религиозного обоснования трупосожжения, то Ибн Фадлан после церемонии сожжения тела услышал такие слова от купца Руса: «Вы, о, арабы, - глупы! Воистину вы берете самого любимого для вас человека и из вас самого уважаемого вами и бросаете его в землю, и съедают его прах и гнус и черви… А мы сжигаем его во мгновение ока, так что он входит в рай немедленно и тотчас».

Еще одним признаком неразвитости восточнославянского язычества было отсутствие в нем жреческой касты. Место жрецов занимали волхвы, чье имя связано с именем Велеса. Волхв – это гадатель, жрец – избранник Бога. Волхвом человек называет сам себя, статус его поддерживается, соответствующими действиями: предсказыванием, лечением болезней и т.д. А жрец – это тот, кого изберет и признает в этом статусе определенная группа людей.

Только жреческая каста способна поддерживать религию, систематизировать и создавать мифологию, т.е. укреплять религиозные верования. Еще две важные особенности отсутствия жреческой касты у восточных славян объясняются отсутствием храмов и человеческих жертвоприношений.

Страницы: 1 2 3