История винопития на Руси
Страница 2

Быстрый рассвет нашей нынешней столицы в народных преданиях связывался с преступлениями и кровью. Знаменитый филолог и искусствовед Ф.И. Буслаев писал, что «Москва всегда пользовалась антинациональными средствами для своего возвышения, опиралась на хитрость, ловкость князей . Московские князья не брезговали никакими средствами для пополнения казны и эксплуатировали народную слабость к вину, возникшую в период татарского ига, для установления постоянных доходов. Продажа водки переходит в руки правительства, и с этих пор пьянство народное начало постоянно прогрессировать».

Однако «пьянство народное прогрессировало» не только в России, подобные явления были характерны и для других стран. После того как в XIII веке был открыт способ получения чистого этилового спирта, запой принял массовый и интернациональный характер, прокатившись огромной волной по всем цивилизованным и не особо цивилизованным странам.

Приблизительно в XV веке кустарное производство спиртных напитков сменилось промышленным и употребление народом крепких напитков резко возросло. Другими словами, капиталистический способ производства алкогольной продукции активизировал повсеместное распространение пьянства во многих странах мира.

В трудах Г.М. Карагодина по этому поводу можно прочитать следующее: «В Германии XVI век получил красноречивое название – пьяное столетие. Мартин Лютер писал о том, что вся Германия затуманена пьянством. От потребления на севере Германии пива, а на юге – виноградного вина стон стоял по всей стране. То же следует и сказать об Англии. Не лучше складывалось положение дел в Западной Европе и в последующие столетия».

Однако постепенно практически во всех цивилизованных государствах были выработаны законодательные нормы, которые не позволяли правительству и частным производителям обогащаться за счет естественного стремления людей к увеселительным мероприятиям. И в результате гуманной, целенаправленной и вполне рациональной алкогольной политики в большинстве развитых стран был выработан моральный кодекс, осуждающий не винопотребление вообще, а только пьянство.

Совсем иная ситуация сложилась в России, которая, как известно, всегда шла своим путем – преимущественно путем непродуманных запретов и ограничений. Кстати, в Средневековье Россия вступила трезвой, поскольку в те времена у нас в стране горячительные напитки изготовлялись (в очень небольшом количестве) в казенных заведениях, а богатые люди, имевшие разрешение на винокурение, варили их дома для себя, а не для продажи.

Производить спирт и водку в коммерческих целях в России стали только в конце XVI века, а пьянство как социальное явление возникло у нас с появлением напитков крепостью 30-40°.

Первые кабаки появились на Руси в царствование Ивана Грозного, который открыл в Москве питейный дом для опричников. Потом уже с легкой руки опричников запила вся Москва, и торговля водкой со временем стала одним из основных источников дохода государственной казны.

После введения в России откупной системы стало ухудшаться качество производимых спиртных напитков. Но русские люди хоть и ругались, но продолжали пить, сразу же придумав «новому пойлу» истинно народные названия: «пожиже воды», «мутная жижа», «сиволдай», французская 14-го класса», «царская мадера», «чем тебя я огорчил», «подвздошная», рот дерет, а хмель не берет».

Но все же культурно пировали на Руси только богатые люди, а простой народ мог употреблять мог употреблять крепкие алкогольные напитки только по престольным праздникам, на свадьбах, похоронах, то есть несколько раз в году. Разумеется, каждый раз, когда наступал праздник и у крестьян была возможность выпить, они напивались, употребляя огромное количество крепких спиртных напитков, и сильно пьянели. Видимо, отсюда появилось неправильное представление о беспробудном пьянстве на Руси.

До сих пор считается, что у русских прирожденное пристрастие к неумеренному потреблению алкоголя. Однако то, что простой народ напивался на праздниках, было вызвано вовсе не генной предрасположенностью людей к алкоголизму, а происходило исключительно от их бескультурья, плохого качества напитков, а также тяжелейших бытовых условий и примитивного уровня государственного устройства[3].

Страницы: 1 2 3

Проблемы ассимиляции
Перед поляками-поселенцами (переселенцами) остро стоял вопрос о браке, тесно связанный с религиозной проблемой. Достаточно распространенными были и "разноверные" русско-польские браки. После 1883 г. полякам было разрешено вернуться на родину, но многие из них остались в Сибири, так как у них уже были семьи. В 1897 году в кра ...

Загадки древней скульптуры
Раскопки древних цивилизаций Месопотамии начались в середине прошлого века. Тогда же стали извлекать из-под земли скульптуры и барельефы, которые, как считалось, изображают первых цивилизованных людей на земле. Антропологический тип изображенных был не очень привычен дня европейских учёных, производивших раскопки. Как уже упоминалось, э ...

Стратегические идеи Кутузова и первые шаги к их осуществлению
В 1812 г. Кутузову шел 68-й год. В тяжелый период войны он принял командование отступающей армией. Вступление Кутузова в командование армией непосредственно связано с применением совершенно иной, чем до него, стратегической линии: значительно расширялось участие народных масс в войне. Назначение Кутузова разрядило то крайнее напряжение ...