История винопития на Руси
Страница 2

Быстрый рассвет нашей нынешней столицы в народных преданиях связывался с преступлениями и кровью. Знаменитый филолог и искусствовед Ф.И. Буслаев писал, что «Москва всегда пользовалась антинациональными средствами для своего возвышения, опиралась на хитрость, ловкость князей . Московские князья не брезговали никакими средствами для пополнения казны и эксплуатировали народную слабость к вину, возникшую в период татарского ига, для установления постоянных доходов. Продажа водки переходит в руки правительства, и с этих пор пьянство народное начало постоянно прогрессировать».

Однако «пьянство народное прогрессировало» не только в России, подобные явления были характерны и для других стран. После того как в XIII веке был открыт способ получения чистого этилового спирта, запой принял массовый и интернациональный характер, прокатившись огромной волной по всем цивилизованным и не особо цивилизованным странам.

Приблизительно в XV веке кустарное производство спиртных напитков сменилось промышленным и употребление народом крепких напитков резко возросло. Другими словами, капиталистический способ производства алкогольной продукции активизировал повсеместное распространение пьянства во многих странах мира.

В трудах Г.М. Карагодина по этому поводу можно прочитать следующее: «В Германии XVI век получил красноречивое название – пьяное столетие. Мартин Лютер писал о том, что вся Германия затуманена пьянством. От потребления на севере Германии пива, а на юге – виноградного вина стон стоял по всей стране. То же следует и сказать об Англии. Не лучше складывалось положение дел в Западной Европе и в последующие столетия».

Однако постепенно практически во всех цивилизованных государствах были выработаны законодательные нормы, которые не позволяли правительству и частным производителям обогащаться за счет естественного стремления людей к увеселительным мероприятиям. И в результате гуманной, целенаправленной и вполне рациональной алкогольной политики в большинстве развитых стран был выработан моральный кодекс, осуждающий не винопотребление вообще, а только пьянство.

Совсем иная ситуация сложилась в России, которая, как известно, всегда шла своим путем – преимущественно путем непродуманных запретов и ограничений. Кстати, в Средневековье Россия вступила трезвой, поскольку в те времена у нас в стране горячительные напитки изготовлялись (в очень небольшом количестве) в казенных заведениях, а богатые люди, имевшие разрешение на винокурение, варили их дома для себя, а не для продажи.

Производить спирт и водку в коммерческих целях в России стали только в конце XVI века, а пьянство как социальное явление возникло у нас с появлением напитков крепостью 30-40°.

Первые кабаки появились на Руси в царствование Ивана Грозного, который открыл в Москве питейный дом для опричников. Потом уже с легкой руки опричников запила вся Москва, и торговля водкой со временем стала одним из основных источников дохода государственной казны.

После введения в России откупной системы стало ухудшаться качество производимых спиртных напитков. Но русские люди хоть и ругались, но продолжали пить, сразу же придумав «новому пойлу» истинно народные названия: «пожиже воды», «мутная жижа», «сиволдай», французская 14-го класса», «царская мадера», «чем тебя я огорчил», «подвздошная», рот дерет, а хмель не берет».

Но все же культурно пировали на Руси только богатые люди, а простой народ мог употреблять мог употреблять крепкие алкогольные напитки только по престольным праздникам, на свадьбах, похоронах, то есть несколько раз в году. Разумеется, каждый раз, когда наступал праздник и у крестьян была возможность выпить, они напивались, употребляя огромное количество крепких спиртных напитков, и сильно пьянели. Видимо, отсюда появилось неправильное представление о беспробудном пьянстве на Руси.

До сих пор считается, что у русских прирожденное пристрастие к неумеренному потреблению алкоголя. Однако то, что простой народ напивался на праздниках, было вызвано вовсе не генной предрасположенностью людей к алкоголизму, а происходило исключительно от их бескультурья, плохого качества напитков, а также тяжелейших бытовых условий и примитивного уровня государственного устройства[3].

Страницы: 1 2 3

Принятие христианства на Руси.
Древнейшее прошлое восточнославянского язычества. Вначале несколько слов о самом термине "язычество". Он - литературного происхождения. Произошел от церковнославянского слова "языци", т. е. "народы", "иноземцы". Таким образом, русские книжники эпохи Киевской Руси - христиане по вере - как бы &quo ...

Александр I . Человек и государь. Переворот
В ночь на 12 марта 1801 г. произошел дворцовый переворот, Павел I был убит группой заговорщиков. Этому последнему в истории русского самодержавия дворцовому перевороту были свойственны некоторые существенные черты прежних заговоров подобного рода, и в то же время ему были присущи свои отличительные особенности. Он тоже не имел широкой ...

Русско-австрийско - турецкая война ( 1787-1792 ).
Екатерина II, убедившись в том, что Австрия стала поперёк её планов, подумала о том, что лучше было бы помириться с этой империей и делить по взаимному согласию османскую империю, так как эти страны поступили с Польшей. И в самом деле, Иосиф II, император Австрии, согласился на эту комбинацию и объявил Турции войну одновременно с Россие ...