История винопития на Руси
Страница 1

Ни для кого не является секретом, что спиртные напитки употребляют во всем мире – где-то больше, где-то меньше. В странах, производящих вино, большинство людей не отказывают себе в удовольствии выпить, да и, как известно, в России редкий праздник обходиться без застолья.

С древнейших времен люди прибегали к алкоголю, используя его в качестве возбуждающего или успокаивающего средства. Чувствующие себя несчастными искали на дне бокала облегчение своим страданиям, и пили, дабы притупить остроту чувств или временно впасть в забытье. Счастливые, напротив, стремились продлить и усилить свою радость, поделиться ею с окружающими, отметив радостный момент своей жизни в кругу близких и друзей.

И возможно потому, что и радости, и горя на Руси всегда в избытке, то ли по какой другой причине во всем мире сложилось мнение, что Россия – самая пьющая страна в мире. Однако мнение это неверно.

Доказательства этого можно почерпнуть из книги «История кабаков в России в связи с историей русского народа» историка, этнографа и публициста И.Г. Прыжова, который утверждал, что такого порока, как пьянство, у наших предков не было. Застолье с обилием спиртных напитков веселило людей и доставляло им удовольствие, и именно этот смысл вкладывал князь Владимир в часто цитируемые русскими людьми слова: «Руси есть великие питии, не может без того бытии».

Во время застолья люди решали любые проблемы, рассматривали государственные и общественные дела. И, как правило, питейный дом становился центром жизни округа. Невозможно представить, чтобы в то время кто-то из людей пил в одиночку у себя дома или в кабаке. Друзья, родственники, соседи, знакомые, а так же знакомые знакомых собирались вместе и решали в дружеской беседе различные вопросы.

Любое мирское дело обязательно начиналось с застолья с напитками, названия которых были уважительными и даже, можно сказать, поэтичными: брага хмельная, пиво бархатное, мед стоялый, квас медвяный и т.п.

В фольклорных произведениях, летописях, а так же в жизнеописаниях знатных людей довольно часто упоминаются различные хмельные напитки. Например, в сказании от Илье Муромце богатырь русский говорит, что он «по семи ведер пива выпивает, по семи пудов хлеба кушает». А в жизнеописании Василия Буслаева рассказывается, что, выбирая себе молодцев в дружину, отпробует их силу богатырскую: «Ставит чашу посреди двора, мерой чаша та – полтора ведра. Кто эту чашу зелена вина примет одной рукой и выпьет за один дух, тот в моей дружине хоробой».

Другими словами, вино, пиво, мед, квас и прочие алкогольные напитки, которые пользовались популярностью в то время, являлись непременным атрибутом молодецкой силы. Что же было основанием для такого поверья? К.С. Кропоткин в своей книге «Исторический очерк производства охмеляющих напитков» пришел к выводу, что русские люди никогда не были горькими пьяницами, но они с удовольствием пили хмельные напитки, поскольку в старину последним приписывалась сила влаги небесной, оживляющей природу, поддерживающей жизнь и стимулирующей рост всего нового, молодого.

Согласен с Кропоткиным и Г.М. Карагодин «Характер русских пиршеств можно почувствовать в эпитетах, которыми наделяли их при описании: честной пир, пированьице. Нигде не встретите подробностей мрачного характера: ни драк, ни убийств, ни прочих других безобразий пьяного разгула. В первобытных сказаниях вино – дар божий, в позднейших – орудие беса, созданное на пагубу людей. Последняя оценка появилась уже в эпоху возникновения Московского государства, когда вино и в самом деле могло быть бедствием, причиной разорения и несчастий.

Вопрос о появлении на Руси пьянства в прямом смысле этого слова подробно рассматривал Д.Н. Бородин. Согласно его исследованиям, до XII века включительно в России не было алкоголизма. Разрушение созданных предшествующими поколениями русичей бытовых, нравственных и правовых основ Бородин связывает с татаромонгольским нашествием (кстати, слово «кабак» заимствованно русскими у татар). Когда татары покинули захваченные территории русских земель, пышный рассвет Юго-Западной Руси сменился застоем и ее былое могущество постепенно перешло на север страны. Окрепли Владимир, Суздаль, Новгород, Псков и позднее Москва[2].

Страницы: 1 2 3

Первые Романовы
Типичный "успокоитель" государства Михаил Романов был по характеру чувствительным, мягким, добрым, к тому же он не отличался особым здоровьем. Собственно, все то же было причиной, по которой Земский Собор отдал ему предпочтение. Боярские роды Трубецких, Галициных, Мстиславских, Воротынских сошлись на компромиссной фигуре Михаи ...

Время тяжких испытаний для России
19 февраля 1855 г. на российский престол вступил Александр II (1818-1881) - старший сын Николая I. "Сдаю тебе мою команду, но, к сожалению, не в том порядке, как желал. Оставляю тебе много трудов и забот", - сказал ему перед своей кончиной Николай I.[4] Это было время тяжких испытаний для России, когда обнаружилась полная нес ...

Гражданская война (1918 - 1920)
В результате I Мировой войны экономика страны пришла в упадок. В стране голод, в 1916 г. разразился сырьевой и топливный кризис. Вследствие громадных потерь - демографические последствия. Все слои населения желали политических изменений, особенно к началу 1917 г. - резко обострился соц.-экон. и политический кризис в связи с поражениями ...