Причины нереализации ни одного из проектов в период с XIX - нач. XXI

История » Конституционные проекты XIX века - мечты и реальность » Причины нереализации ни одного из проектов в период с XIX - нач. XXI

Самые напряженные годы правления выпали на долю великих императоров Александру I и Александру II. Им приходилось решать самые сложные, давно ждущие решения, вопросы. А после их решения приходилось нередко бороться с последствиями.

В период с XIX - XXI века, в основном, составлялись проекты по реформе отмены крепостного права. Эти занималось множество незаменимых и ценнейших государственных деятелей (Аракчеев, Сперанский, Лорис-Меликов, Гурьев), но ни у кого не оценили верным способом их великие труды. Если бы не их идеи, то процесс освобождения растянулся бы не менее чем на две сотни лет.

Но, тогда крестьянский вопрос в России не мог долго ждать решения. Император не желал постепенности и добровольности реформы. Не было сделано никаких попыток

не то, что приступить к его реализации, а даже представить на рассмотрение какого-либо официального органа.

Окончательный проект

так и не был создан

, но сохранившиеся материалы показывают, что авторы стремились предложить меры, которые могла бы привести к разрушению общины и созданию в России капиталистического сельского хозяйства фермерского типа.

Осуществлению намеченных реформ помешало

мощное и вполне определенное сопротивление подавляющей части дворянства

. К преобразованиям стремился очень узкий общественный слой. Движение, на поддержку которого могло рассчитывать правительство, носило явно верхушечный характер. Число членов тайных противоправительственных обществ декабристов, боровшихся за освобождение крестьян и за устранение или ограничение самодержавия, за всю их десятилетнюю историю ограничивается несколькими сотнями. Даже спустя несколько десятилетий, накануне реформы 1861 г., освободившей крестьян от крепостного ига, большинство помещиков было против освобождения. Среди же правящей элиты переменам сочувствовала и к ним стремилась ничтожная по численности группа высших бюрократов, правда возглавляемая царем. Единственное, что могло в этих условиях обеспечить проведение реформ, - насилии правительства над своей собственной социальной опорой. Но именно этого страшился Александр I.

Отказавшись от реформ, самодержавие перешло к реакции, которая началась не с разгромом восстания декабристов в 1825 г., а несколькими годами ранее. Именно Александр I начал реакционный курс, а Николай I лишь продолжил начатое старшим братом. Вместо освобождения крестьян последовал ряд указов, резко ухудшивших положение крестьян. Вместо конституции - фактическая переда всей государственной власти в руки всесильного любимца царя А.А. Аракчеева. Вместо развития наук и просвещения - изгнание наиболее прогрессивных и талантливых профессоров из университетов. Наконец, Россия стала играть роль жандарма на международной арене.

Александр I так и не смог в своей жизни воспроизвести все свои юношеские планы в реальности.

Преемники Чингисхана
Несмотря на все свои успехи, Чингисхан проявил недальновидность в очень важном вопросе, никак не обозначив порядок престолонаследия. По одной монгольской традиции, стада, пастбища и прочее отцовское имущество наследует младший сын. В соответствии с другой традицией, старший сын становится вождем рода или племени, а младший получает в на ...

Выкупная операция
Завершающим этапом крестьянской реформы являлся перевод крестьян на выкуп. 28 декабря 1881 года было издано «Положение», предусматривавшее перевод остававшихся ещё на временно-обязанном положении крестьян на обязательный выкуп начиная с 18 января 1883 года. К 1881 году временно-обязанных крестьян оставалось всего 15%. Перевод их на выку ...

Отношение современной церкви к детям, рожденным в гражданском браке
Вопрос: Разъясните, пожалуйста, отношение церкви к понятию байстрюк (ублюдок). Является ли таковым ребенок, родившийся без венчания или хотя бы достаточно росписи матери с отцом в ЗАГСЕ? Ответ: Надо сказать, что Церковь признает всякий законный брак, и венчанный и не венчанный. Ко всем детям Церковь относиться одинаково. Греха детей ...