ЗаключениеСтраница 1
Таллинский переход вылился в сложную операцию с большими потерями. Некоторые авторы пытаются весьма своеобразно трактовать события, ставя под сомнение компетентность должностных лиц, принимавших участие в планировании и осуществлении эвакуации Балтийского флота. Не так давно из печати вышла книга Игоря Бунича «Таллинский переход», в которой дискредитируется мужество и героизм балтийцев, а многие оценки являются чистым плодом воображения автора. Ведь Таллинский прорыв – а я специально подчеркиваю, что это был прорыв, а не просто перебазирование,- представляется одним из показательных и крупных фрагментов военных событий на стратегически важном Северо-Западном направлении. Решался не просто оперативный вопрос, а вопрос жизни и смерти флота. И доблестные балтийцы решили его в свою пользу! Несмотря на огромные потери и неимоверные трудности, Балтийский флот был спасен и продолжал воевать.
Героический прорыв кораблей в Кронштадт сыграл огромную роль в защите Ленинграда. Флот сформировал для обороны города семь бригад морской пехоты и много отдельных отрядов. Это не позволило немцам с ходу форсировать Неву и соединиться с финнами на Карельском перешейке. А знаменитая Дорога жизни? Ладожская коммуникация тоже была наложена с помощью моряков-балтийцев.
Так что совсем не случайны были яростные попытки гитлеровцев уничтожить флот в Таллине.
А закончить я хочу словами командира 10-го стрелкового корпуса генерал-майора И. Николаева, давшего высшую оценку мужеству всех участников операции перехода: «После этого перехода никакое сражение на суше удивить меня не может. Такого сложного переплетения боевых событий в такой короткий срок по времени на земле быть не может! Подумать только – корабль на минном поле, и по нему бьет артиллерия, пикируют самолеты, охотятся подлодки и катера. Все это одновременно, да еще к тому же корабль на волне раскачивается… Герои наши моряки. Все до одного – герои!»[10]
Приложение
Таблица № 1
Состав и организация сил при прорыве из Таллина в Кронштадт
|
Класс кораблей и судов |
Отряд главных сил |
Отряд прикрытия |
Арьергард |
Первый конвой |
Второй конвой |
Третий конвой |
Четвертый конвой |
|
Крейсеры Лидеры эсминцев Эскадренные миноносцы Подводные лодки Торпедные катера Малые охотники Базовые тральщики Катера-тральщики Тихоходные тральщики Сторожевые корабли Канонерные лодки Посыльные суда Ледоколы Спасательные суда Транспорты и вспомогательные суда Буксиры ВСЕГО |
1 1 3 4 5 6 5 - - - - 1 1 - 1 - 28 |
- 1 2 4 4 4 5 - - - - - - 1 - - 21 |
- - 4 - 2 4 - - - 4 - - - - - - 14 |
- - 1 3 - 2 - 5 5 2 - - - - 9 1 28 |
- - - - - 2 - 4 4 1 1 - - - 10 - 22 |
- - - - - 2 - 4 4 1 1 - - - 10 - 22 |
- - - - - - - 9 - 1 1 - - - 9 - 20 |
Записи о
незаконнорожденных в метрических книгах
Интересно, что в метрических книгах данные о матери записывались только у незаконнорожденных. Иногда фамилия незаконнорожденного образовывалась от имени деда или крестного отца. В данных о крещении до конца 1880-х годов тщательно фиксировался факт незаконного происхождения ребенка.
Даже у женщин, состоящих в браке, ребенок мог быть зап ...
Военная реформа
Одна из важнейших звеньев в цепи государственных преобразований начала XVIII в. После неудачных походов на Азов (1695-1696гг.) прекратило свое существование дворянское конное ополчение. Образцом для преобразования военных частей стали полки личной охраны Петра 1 – Преображенский, Семеновский и Бутырский. Стрелецкое восстание 1698 г. ус ...
Техническая инициатива - в руках Франции
Пока в Германии Бенц переживал кризис, а Даймлер, несмотря ни на что, стремился к совершенствованию своих моделей, Франция приняла эстафету технической инициативы. Самой сильной была фирма "Panhard et Levassor", которая поначалу специализировалась на выпуске ленточных пил и деревообрабатывающих станков. В 1890 году она приступ ...

