ЗаключениеСтраница 1
Таллинский переход вылился в сложную операцию с большими потерями. Некоторые авторы пытаются весьма своеобразно трактовать события, ставя под сомнение компетентность должностных лиц, принимавших участие в планировании и осуществлении эвакуации Балтийского флота. Не так давно из печати вышла книга Игоря Бунича «Таллинский переход», в которой дискредитируется мужество и героизм балтийцев, а многие оценки являются чистым плодом воображения автора. Ведь Таллинский прорыв – а я специально подчеркиваю, что это был прорыв, а не просто перебазирование,- представляется одним из показательных и крупных фрагментов военных событий на стратегически важном Северо-Западном направлении. Решался не просто оперативный вопрос, а вопрос жизни и смерти флота. И доблестные балтийцы решили его в свою пользу! Несмотря на огромные потери и неимоверные трудности, Балтийский флот был спасен и продолжал воевать.
Героический прорыв кораблей в Кронштадт сыграл огромную роль в защите Ленинграда. Флот сформировал для обороны города семь бригад морской пехоты и много отдельных отрядов. Это не позволило немцам с ходу форсировать Неву и соединиться с финнами на Карельском перешейке. А знаменитая Дорога жизни? Ладожская коммуникация тоже была наложена с помощью моряков-балтийцев.
Так что совсем не случайны были яростные попытки гитлеровцев уничтожить флот в Таллине.
А закончить я хочу словами командира 10-го стрелкового корпуса генерал-майора И. Николаева, давшего высшую оценку мужеству всех участников операции перехода: «После этого перехода никакое сражение на суше удивить меня не может. Такого сложного переплетения боевых событий в такой короткий срок по времени на земле быть не может! Подумать только – корабль на минном поле, и по нему бьет артиллерия, пикируют самолеты, охотятся подлодки и катера. Все это одновременно, да еще к тому же корабль на волне раскачивается… Герои наши моряки. Все до одного – герои!»[10]
Приложение
Таблица № 1
Состав и организация сил при прорыве из Таллина в Кронштадт
Класс кораблей и судов |
Отряд главных сил |
Отряд прикрытия |
Арьергард |
Первый конвой |
Второй конвой |
Третий конвой |
Четвертый конвой |
Крейсеры Лидеры эсминцев Эскадренные миноносцы Подводные лодки Торпедные катера Малые охотники Базовые тральщики Катера-тральщики Тихоходные тральщики Сторожевые корабли Канонерные лодки Посыльные суда Ледоколы Спасательные суда Транспорты и вспомогательные суда Буксиры ВСЕГО |
1 1 3 4 5 6 5 - - - - 1 1 - 1 - 28 |
- 1 2 4 4 4 5 - - - - - - 1 - - 21 |
- - 4 - 2 4 - - - 4 - - - - - - 14 |
- - 1 3 - 2 - 5 5 2 - - - - 9 1 28 |
- - - - - 2 - 4 4 1 1 - - - 10 - 22 |
- - - - - 2 - 4 4 1 1 - - - 10 - 22 |
- - - - - - - 9 - 1 1 - - - 9 - 20 |
Полководческое искусство П.С. Салтыкова в Семилетней войне 1756–1763 гг.
Петр Семенович Салтыков (1698–1773 гг.) – русский генерал-фельдмаршал, отличился в Семилетней войне. Во время Семилетней войны 1756–1763 гг. был главнокомандующим русской армией (1759–1760 гг. и с 1762 г.), показав себя талантливым военачальником. Русская армия под командованием Салтыкова в Пальцигском сражении (1759 г.) в результате см ...
Возникновение Древнерусского государства. Этническая и
политическая панорама Восточной Европы
С глубокой древности юг Русской равнины был областью расселения многочисленных народов. Первыми обитателями Северного Причерноморья, имя которых сохранила письменная история, были киммерийцы, жившие здесь в VIII—VII веках до н. э. Древнегреческий историк Геродот сообщает, что киммерийцы жили в Северном Причерноморье до прихода скифов. ...
Боярская дума
На протяжении многих столетий Россия держалась на трех фундаментальных основах: общине (мире), самодержавии и православии. Безусловным лидером в этой триаде по отношению к российской истории XVI века следует считать самодержавие с его национальными особенностями и закономерностями складывания.
В системе представлений о монархической вл ...