Заключение
Страница 1

Таллинский переход вылился в сложную операцию с большими потерями. Некоторые авторы пытаются весьма своеобразно трактовать события, ставя под сомнение компетентность должностных лиц, принимавших участие в планировании и осуществлении эвакуации Балтийского флота. Не так давно из печати вышла книга Игоря Бунича «Таллинский переход», в которой дискредитируется мужество и героизм балтийцев, а многие оценки являются чистым плодом воображения автора. Ведь Таллинский прорыв – а я специально подчеркиваю, что это был прорыв, а не просто перебазирование,- представляется одним из показательных и крупных фрагментов военных событий на стратегически важном Северо-Западном направлении. Решался не просто оперативный вопрос, а вопрос жизни и смерти флота. И доблестные балтийцы решили его в свою пользу! Несмотря на огромные потери и неимоверные трудности, Балтийский флот был спасен и продолжал воевать.

Героический прорыв кораблей в Кронштадт сыграл огромную роль в защите Ленинграда. Флот сформировал для обороны города семь бригад морской пехоты и много отдельных отрядов. Это не позволило немцам с ходу форсировать Неву и соединиться с финнами на Карельском перешейке. А знаменитая Дорога жизни? Ладожская коммуникация тоже была наложена с помощью моряков-балтийцев.

Так что совсем не случайны были яростные попытки гитлеровцев уничтожить флот в Таллине.

А закончить я хочу словами командира 10-го стрелкового корпуса генерал-майора И. Николаева, давшего высшую оценку мужеству всех участников операции перехода: «После этого перехода никакое сражение на суше удивить меня не может. Такого сложного переплетения боевых событий в такой короткий срок по времени на земле быть не может! Подумать только – корабль на минном поле, и по нему бьет артиллерия, пикируют самолеты, охотятся подлодки и катера. Все это одновременно, да еще к тому же корабль на волне раскачивается… Герои наши моряки. Все до одного – герои!»[10]

Приложение

Таблица № 1

Состав и организация сил при прорыве из Таллина в Кронштадт

Класс кораблей и судов

Отряд главных сил

Отряд прикрытия

Арьергард

Первый конвой

Второй конвой

Третий конвой

Четвертый конвой

Крейсеры

Лидеры эсминцев

Эскадренные миноносцы

Подводные лодки

Торпедные катера

Малые охотники

Базовые тральщики

Катера-тральщики

Тихоходные тральщики

Сторожевые корабли

Канонерные лодки

Посыльные суда

Ледоколы

Спасательные суда

Транспорты и вспомогательные суда

Буксиры

ВСЕГО

1

1

3

4

5

6

5

-

-

-

-

1

1

-

1

-

28

-

1

2

4

4

4

5

-

-

-

-

-

-

1

-

-

21

-

-

4

-

2

4

-

-

-

4

-

-

-

-

-

-

14

-

-

1

3

-

2

-

5

5

2

-

-

-

-

9

1

28

-

-

-

-

-

2

-

4

4

1

1

-

-

-

10

-

22

-

-

-

-

-

2

-

4

4

1

1

-

-

-

10

-

22

-

-

-

-

-

-

-

9

-

1

1

-

-

-

9

-

20

Страницы: 1 2

Февральская революция
В начале 1917 г. усилились перебои в поставках продовольствия в крупные города России. К середине февраля из-за нехватки хлеба, спекуляции и роста цен забастовало 90 тысяч рабочих Петрограда. 18 февраля к ним присоединились рабочие Путиловского завода. Администрация объявила о его закрытии. Это послужило поводом к началу массовый выступ ...

Правовая система
На рубеже ХІХ – нач. ХХ вв. царизм старается распространить на украинской земле общероссийское законодательство. Для этого была использована кодификация правая, что началась в империи в начале XIX ст. Официальным поводом для кодификации местного права была необходимость систематизации норм, которые действовали в Украине. Решение этой п ...

Внутренняя торговля России в Х1Х веке
Внутренняя торговля России вследствие многочисленности предметов обмена и разнообразия его форм чрезвычайно трудно поддается даже приблизительному учету. Ежегодная производительность народного труда в России в области сельскохозяйственной, горнозаводской и фабричной промышленности и др. источников благосостояния населения определяется в ...