Противоречия экономического развития
Страница 3

История » История России с древнейших времен до наших дней » Противоречия экономического развития

Принимались и другие меры дня подъема аграрного производства.

Периодически повышались заготовительные цены на зерновые культуры, картофель, молоко и другие виды продукции. Вводились надбавки к закупочным ценам на продукцию, производимую хозяйствами в худших природных условиях. Для улучшения управления агросферой были созданы Государственный агропромышленный комитет, а на местах — районные агропромышленные объединения. Новые управленческие структуры не улучшили положения дел в земледелии и животноводстве. Объем валовой продукции сельского хозяйства сокращался. В 1971-1975 гг. он составлял 13% совокупного общественного продукты, а в 1981-1985 гг. — лишь 6%; На рубеже 70-80-х годов значительно ухудшились условия народнохозяйственного развития. Осложнилась демографическая ситуация.

Уменьшение рождаемости населения в 60-х годах (одно из последствий Отечественной войны) привело к сокращению притока трудовых ресурсов. Увеличились расходы на развитие оборонных отраслей. В тяжелой индустрии, прежде всего в машиностроении, не выполнялись планы научно-технического прогресса. Перемещение центров добывающей промышленности в восточные районы повысило себестоимость топливноэнергетического сырья. Развитие атомной энергетики, введение в строй новых энергоблоков на атомных электростанциях сопровождались поспешностью и показухой. Неблагоприятная экономическая конъюнктура сложилась на мировом рынке. Резко упали цены на нефть — важнейший предмет советского экспорта. Параллельно с государственной появилась так называемая теневая экономика (неучтенные статистикой предприятия в сфере промышленности, торговли и т.д.). Ее развитию сопутствовали беззакония и коррупция.

Задания одиннадцатой пятилетки (1981-1985 гг.) не были выполнены ни по одному показателю.

Социальная сфера. Противоречия в развитии общества затруднили выполнение планов социальных мероприятий. Успешнее других шло решение жилищной проблемы. Массовое строительство жилья позволило улучшить условия быта сотен тысяч горожан. К началу 80-х годов почти 80% семей имели отдельные квартиры (официальная статистика).

Медленнее запланированного шел рост реальных доходов населения.

Были увеличены размеры ежемесячной зарплаты низкооплачиваемым категориям работников. Одновременно велось неоправданное сближение оплаты труда инженерно-технического персонала и рабочих. Рост зарплаты велся без учета реальных результатов труда работающих.

В 70-х — начале 80-х годов резко сократились капиталовложения в социальную сферу. Ее финансирование по «остаточному» принципу особенно тяжело отразилось на условиях жизни сельского населения.

Значительно отставала от города обеспеченность селян медицинскими и детскими дошкольными учреждениями, предприятиями бытового обслуживания и общественного питания. Это являлось одной из причин оттока сельских тружеников в города. За период между Всесоюзными переписями населения 1959 и 1979 гг. численность горожан увеличилась со 100 млн. до 163,3 млн. Их доля в общем составе населения страны превысила 62%.

Страницы: 1 2 3 4

Поход «Миром» на Великий Новгород. Конец Вечевой Республики
Побеждённый, но не подчинившийся до конца, Новгород не мог не беспокоить великого князя московского. 21 ноября 1475 г. Иван III прибыл в столицу вечевой республики «миром». Он всюду принимал дары от жителей, а вместе с ними и жалобы на произвол властей. «Вятшие люди» — вечевая верхушка во главе с владыкой Феофилом — устроили пышную встр ...

Учёба и начало военной службы М. И. Кутузова.
Ещё до того как отец и сын Голенищевы-Кутузовы уехали в Ригу, Миша начал основательно готовиться к поступлению в ту же Инженерную школу, в которой четверть века тому назад учился Ларион Матвеевич. Он прошёл грамматику российскую, начал изучать языки немецкий и французский и поначалу сильно преуспел в первом из них. Впоследствии он знал ...

Просвещение и научные знания
Издавна на Украине существовало домашнее (семейное, родительское) обучение и воспитание детей. Детям передавались трудовой опыт и жизненная мудрость, красота родного языка, стремление к воле и братству. Люди стихийно стремились овладеть научными знаниями, опираясь на мгновековой опыт поколений. Это стихийное народное образование и накоп ...