Попытка демократизации общественнополитической жизни
Страница 1

История » История России с древнейших времен до наших дней » Попытка демократизации общественнополитической жизни

Политика десталииизации. Весной 1953 г. были осуществлены изменения в составе руководства КПСС и Советского правительства.

Секретариат ЦК партии возглавил Н.С. Хрущев — известный партийный деятель, многие годы руководивший крупнейшими парторганизациями страны. Председателем Совета Министров был назначен Г.М. Маленков, министром иностранных дел — В.М. Молотов, министром обороны — Н.А. Булганин. Во главе нового министерства внутренних дел, объединившего МВД СССР и МГБ СССР, встал Л.П. Берия, ранее бывший заместителем министра внутренних дел. Председателем Верховного Совета СССР был утвержден К.Е. Ворошилов. Новые лидеры заявили о своей готовности осуществлять «коллективное руководство» страной. Однако с первых же дней пребывания у власти началась борьба между ними за политическое лидерство. Основными соперниками в ней были Л.П. Берия, Г.М. Маленков и Н.С. Хрущев. Все они находились в свое время в ближайшем окружении Сталина и были причастны к необоснованным репрессиям. В то же время они понимали необходимость выбора нового политического пути, восстановления законности и некоторых реформ. Руководство страны провозгласило курс на демократизацию жизни общества.

Первые шаги по линии восстановления законности в стране были предприняты в апреле 1953 г. Прекратилось следствие по «делу врачей».

Были освобождены из заключения участники «мингрельского дела». В 1953 г. был арестован Л.П. Берия. Он обвинялся в намерении разграничить обязанности партийных и хозяйственных органов, в желании рас455 ширить полномочия МВД — своей главной опоры в борьбе за власть: Берия был исключен из партии как «враг народа» и предан суду.

Одно из центральных мест в деятельности нового руководства занимала работа по освобождению общества от наиболее уродливых форм административно-командной системы, в частности, по преодолению культа личности И.В. Сталина. Основная роль в ней принадлежала Н.С. Хрущеву, избранному в сентябре 1953 г. на пост первого секретаря ЦК КПСС. В печати началась критика культа личности И.В. Сталина. Проводились реорганизация структуры и обновление кадров в органах внутренних дел и госбезопасности. Осуществлялась работа по реабилитации невинных жертв репрессий, для проведения которой была создана специальная комиссия под председательством П.Н. Поспелова.

В числе реабилитированных лиц находились многие крупные советские, государственные и военные работники, несправедливо осужденные по процессам 30-х годов: А.С. Бубнов, С.В. Косиор, П.П. Постышев, А.В. Косарев, М.Н. Тухачевский и др. К началу 1956 г. были реабилитированы около 16 тыс. человек.

Большое значение в начавшейся либерализации общественно-политической жизни имел XX съезд КПСС (февраль 1956 г.). На съезде обсуждались отчет о работе ЦК партии, директивы шестого пятилетнего плана народнохозяйственного развития. На закрытом заседании съезда выступил Н.С. «Хрущев с докладом «О культе личности и его последствиях». В докладе содержались собранные комиссией П.Н. Поспелова сведения о массовых расстрелах невинных людей и о депортации народов в 30—40-е годы. Причины массовых репрессий связывались с культом личности И.В. Сталина, с негативными чертами его характера, с отступлениями от марксистско-ленинского понимания роли личности B| истории.

После окончания работы съезда проходило чтение доклада Н.С.

Хрущева на собраниях партийных организаций. Содержавшиеся в докладе факты рождали у слушателей возмущение и стремление понять причины попустительства беззакониям со стороны партийных органов.

Публичное осуждение культа И.В. Сталина, разоблачение преступлений сталинского режима вызвали глубокие перемены в общественном сознании, разрушение системы страха. «Умирают в России страхи .» — такими словами начиналось одно из стихотворений Е. Евтушенко тех лет.

Страницы: 1 2 3

Февральская революция 1917 г.
В работе "Крах II Интернационала" (май-июнь 1915г.) Ленин подчеркивал, что революция не может быть "ввезена" извне, она является результатом внутреннего развития каждой страны, порождается объективными причинами, крайним обострением социальных противоречий, назревших кризисов, называемых революционными ситуациями. Н ...

Религия этрусков
О характере этрусской религии мы можем судить отчасти по некоторым римским обрядам, заимствованным у этрусков, а главным образом по тем же памятникам изобразительного искусства. Спорность и невыясненность этногенеза этрусков препятствует определению обстоятельств и времени формирования мифологии народа. Сравнение ее с мифологиями други ...

Культурная история.
Человек в историко-культурном смысле существует в мире знаков, сами люди подвержены влиянию этого мира. Знаки в виде наследуемых культурой символов влияют на наше сознание и даже на сами способы мышления. "Мир может быть познан только в форме литературного дискурса", он открывается человеку "лишь в виде рассказов, наррати ...