Советский тыл в годы войны
Страница 2

На втором этапе (1943-1945 гг.) СССР достиг решающего превосходства над Германией в экономическом развитии, особенно в выпуске военной продукции. Было введено в строй 7500 крупных предприятий, обеспечивших устойчивый рост промышленного производства. По сравнению с предшествующим периодом объем промышленного производства возрос на 38%. В 1943 г. было выпущено 30 тыс. самолетов, 24 тыс. танков, 130 тыс. артиллерийских орудий всех видов. Продолжалось совершенствование боевой техники — стрелкового оружия (пистолетпулемет), новых истребителей (Ла-5, Як-9), тяжелых бомбардировщиков (Ант-42, получивших фронтовое название ТБ-7). Эти стратегические бомбардировщики имели возможность наносить бомбовые удары по Берлину и возвращаться на свои базы. В отличие от предвоенных и первых военных лет новые модели военной техники сразу шли в массовое производство.

В августе 1943 г. было принято постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». На его основе в них уже в годы войны началось восстановление разрушенной промышленности и сельского хозяйства. Особое внимание уделялось при этом добывающей, 435 металлургической и энергетической отраслям в Донбассе в Приднепровье.

В 1944 — начале 1945 г. был достигнут наивысший подъем военного производства и полное превосходство над Германией, экономическое положение которой резко ухудшилось. Валовой объем продукции превысил довоенный уровень, а военной — возрос в 3 раза. Особое значение имело увеличение сельскохозяйственного производства.

Социальная политика. Она была также направлена на обеспечение победы. В этой области были приняты чрезвычайные меры, в целом оправданные обстановкой войны. На фронт были мобилизованы многие миллионы советских людей. Обязательное всеобщее обучение военному делу охватило 10 млн. человек в тылу. В 1942 г. была введена трудовая мобилизация всего городского и сельского населения, ужесточены меры по укреплению трудовой дисциплины. Была расширена сеть фабричнозаводских училищ; (ФЗУ), через которые прошло около 2 млн. человек.

Значительно возросло использование женского и подросткового труда на производстве. С осени 1941 г. было введено централизованное распределение продуктов питания (карточная система), позволившее избежать массового голода. Для облегчения ужасающего положения сельского населения были расширены возможности так называемого колхозного рынка.

Вместе с оправданными жесткими социальными мерами были предприняты действия, порожденные культом личности И.В. Сталина. Продолжались незаконные аресты граждан. Советских солдат и офицеров, попавших в плен, объявили предателями Родины. Были депортированы целые народы — немцы Поволжья, чеченцы, ишуши, крымские татары, калмыки.

Идеология. В идеологической области продолжалась линия на укрепление патриотизма и межнационального единства народов СССР. Значительно усилилось начатое еще в предвоенный период прославление героического прошлого русского и других народов.

Были внесены новые элементы в методы пропаганды. Классовые, социалистические ценности заменялись обобщающими понятиями Родины и Отечества. В пропаганде перестали делать особый упор на принцип пролетарского интернационализма (в мае 1943 г. был распущен Коминтерн). В ее основе теперь лежал призыв к единству всех стран в общей борьбе против фашизма вне зависимости от характера их общественнополитических систем.

Страницы: 1 2 3

Изменение образа жизни.
Жизнь большинства населения воюющих стран резко изменилась. Ее уровень везде понизился. Длинный ра­бочий день, плохое питание повлекли за собой рост смертности сре­ди гражданского населения. Вместе с боевыми потерями все это при­вело к общему сокращению численности населения Австро-Венгрии, Германии и Франции. Тяжелый повседневный труд, ...

Казахстанская трагедия.
1). Реализация антинаучных и античеловечных постановлений ЦК ВКП (б) Крайкома партии Казахстана привела к резкому сокращению поголовья скота - от 40 млн. до 4 млн. и породила массовый голод казахского населения, и гибель его значительной части, а также откочевку большого количества людей из республики. Эта миграция была обусловлена отча ...

Даймлер и Бенц - основоположники автомобилестроения
Отрасль автомобилестроения была заложена в Германии, где в 1885 году Карл Бенц (Karl Benz) (1848-1929) сконструировал свою трехколесную "повозку с бензиновым двигателем". Тогда же Готлиб Даймлер (Gottlieb Daimler) (1834-1900) построил велосипед с мотором, а год спустя - "повозку" на моторной тяге. Задолго до них уже ...