Советский тыл в годы войныСтраница 2
На втором этапе (1943-1945 гг.) СССР достиг решающего превосходства над Германией в экономическом развитии, особенно в выпуске военной продукции. Было введено в строй 7500 крупных предприятий, обеспечивших устойчивый рост промышленного производства. По сравнению с предшествующим периодом объем промышленного производства возрос на 38%. В 1943 г. было выпущено 30 тыс. самолетов, 24 тыс. танков, 130 тыс. артиллерийских орудий всех видов. Продолжалось совершенствование боевой техники — стрелкового оружия (пистолетпулемет), новых истребителей (Ла-5, Як-9), тяжелых бомбардировщиков (Ант-42, получивших фронтовое название ТБ-7). Эти стратегические бомбардировщики имели возможность наносить бомбовые удары по Берлину и возвращаться на свои базы. В отличие от предвоенных и первых военных лет новые модели военной техники сразу шли в массовое производство.
В августе 1943 г. было принято постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». На его основе в них уже в годы войны началось восстановление разрушенной промышленности и сельского хозяйства. Особое внимание уделялось при этом добывающей, 435 металлургической и энергетической отраслям в Донбассе в Приднепровье.
В 1944 — начале 1945 г. был достигнут наивысший подъем военного производства и полное превосходство над Германией, экономическое положение которой резко ухудшилось. Валовой объем продукции превысил довоенный уровень, а военной — возрос в 3 раза. Особое значение имело увеличение сельскохозяйственного производства.
Социальная политика. Она была также направлена на обеспечение победы. В этой области были приняты чрезвычайные меры, в целом оправданные обстановкой войны. На фронт были мобилизованы многие миллионы советских людей. Обязательное всеобщее обучение военному делу охватило 10 млн. человек в тылу. В 1942 г. была введена трудовая мобилизация всего городского и сельского населения, ужесточены меры по укреплению трудовой дисциплины. Была расширена сеть фабричнозаводских училищ; (ФЗУ), через которые прошло около 2 млн. человек.
Значительно возросло использование женского и подросткового труда на производстве. С осени 1941 г. было введено централизованное распределение продуктов питания (карточная система), позволившее избежать массового голода. Для облегчения ужасающего положения сельского населения были расширены возможности так называемого колхозного рынка.
Вместе с оправданными жесткими социальными мерами были предприняты действия, порожденные культом личности И.В. Сталина. Продолжались незаконные аресты граждан. Советских солдат и офицеров, попавших в плен, объявили предателями Родины. Были депортированы целые народы — немцы Поволжья, чеченцы, ишуши, крымские татары, калмыки.
Идеология. В идеологической области продолжалась линия на укрепление патриотизма и межнационального единства народов СССР. Значительно усилилось начатое еще в предвоенный период прославление героического прошлого русского и других народов.
Были внесены новые элементы в методы пропаганды. Классовые, социалистические ценности заменялись обобщающими понятиями Родины и Отечества. В пропаганде перестали делать особый упор на принцип пролетарского интернационализма (в мае 1943 г. был распущен Коминтерн). В ее основе теперь лежал призыв к единству всех стран в общей борьбе против фашизма вне зависимости от характера их общественнополитических систем.
Изменение образа жизни.
Жизнь большинства населения воюющих стран резко изменилась. Ее уровень везде понизился. Длинный рабочий день, плохое питание повлекли за собой рост смертности среди гражданского населения. Вместе с боевыми потерями все это привело к общему сокращению численности населения Австро-Венгрии, Германии и Франции. Тяжелый повседневный труд, ...
Казахстанская трагедия.
1). Реализация антинаучных и античеловечных постановлений ЦК ВКП (б) Крайкома партии Казахстана привела к резкому сокращению поголовья скота - от 40 млн. до 4 млн. и породила массовый голод казахского населения, и гибель его значительной части, а также откочевку большого количества людей из республики. Эта миграция была обусловлена отча ...
Даймлер и Бенц - основоположники автомобилестроения
Отрасль автомобилестроения была заложена в Германии, где в 1885 году Карл Бенц (Karl Benz) (1848-1929) сконструировал свою трехколесную "повозку с бензиновым двигателем". Тогда же Готлиб Даймлер (Gottlieb Daimler) (1834-1900) построил велосипед с мотором, а год спустя - "повозку" на моторной тяге.
Задолго до них уже ...