Революция 1905-1907 гг.
Страница 1

Причины, задачи, движущие силы. Причины революции коренились в экономическом и социально-политическом строе России. Нерешенность аграрно-крестьянского вопроса, сохранение помещичьего землевладения и крестьянского малоземелья, высокая степень эксплуатации трудящихся всех наций, полное политическое бесправие и отсутствие демократических свобод, полицейско-чиновничий произвол и накопившийся социальный протест — все это не могло не породить революционный взрыв. Катализатором, ускорившим развитие революции, стало ухудшение материального положения трудящихся из-за кризиса 19001903 гг. и русско-японской войны 1904-1905 гг.

Задачи революции — свержение самодержавия и установление демократической республики; ликвидация сословного неравноправия; введение свободы слова, собраний, партий и объединений; уничтожение помещичьего землевладения и наделение крестьян землей; сокращение продолжительности рабочего дня до 8 часов, признание права рабочих на стачки и создание профессиональных союзов; установление равенства народов России.

В осуществлении этих задач были заинтересованы широкие слои населения. В революции участвовали: большая часть средней и мелкой буржуазии, интеллигенция, рабочие, крестьяне, солдаты, матросы, служащие. Поэтому она была общенародной, по целям и составу участников имела буржуазно-демократический характер.

Этапы революции. Революция продолжалась 2,5 года (с 9 января 1905 г. до 3 июня 1907 г.) В своем развитии она прошла несколько этапов.

Прологом революции явились события в Петербурге — всеобщая стачка и Кровавое воскресенье. 9 января были расстреляны рабочие, шедшие к царю с петицией. Она была составлена участниками «Собрания русских фабрично-заводских рабочих» под руководством Г.А. Гапона. Петиция содержала просьбу рабочих об улучшении их материального положения и политические требования — созыв Учредительного собрания на основе всеобщего, равного и тайного голосования, введение демократических свобод. Это послужило поводом к расстрелу. В ответ рабочие стали браться за оружие и строить баррикады.

Первый этап. С 9 января до конца сентября 1905 г. — начало и развитие революции по восходящей линии, развертывание ее вглубь и вширь. В нее втягивались все новые массы населения. Она постепенно охватывала все районы России.

Основные события: январско-февральские стачки и демонстрации протеста в ответ на Кровавое воскресенье под лозунгом «Долой самодержавие!»; весенне-летние выступления рабочих в Москве, Одессе, Варшаве, Лодзи, Риге и Баку; создание в Иваново-Вознесенске нового органа власти — Совета уполномоченных депутатов); восстание матросов на броненосце «Князь Потемкин-Таврический»; движение крестьян и сельскохозяйственных рабочих в 1/5 части уездов центральной России, в Грузии и Латвии; создание Крестьянского союза, выступившего с политическими требованиями.

Под напором революции правительство пошло на первую уступку и обещало созвать Государственную думу. (По имени министра внутрен-' них дел она получила название Булыгинской.) Попытка создать законосовещательный орган со значительно ограниченными избирательными правами населения в условиях развития революции закончилась провалом.

Второй этап. Октябрь — декабрь 1905 г. — высший подъем революции. Основные события: всеобщая Всероссийская Октябрьская политическая стачка (более 2 млн. участников) и вырванный у правительства Манифест 17 октября «Об усовершенствовании государственного порядка», в котором царь обещал ввести некоторые политические свободы и созвать законодательную Государственную думу на основе нового избирательного закона; бунты крестьян, приведшие к отмене выкупных платежей; выступления в армии и на флоте (восстание в Севастополе под руководством лейтенанта П.П. Шмидта); декабрьские стачки и восстания в Москве, Харькове, Чите, Красноярске и других городах.

Правительство подавило все вооруженные выступления. В разгар восстания в Москве 11 декабря 1905 г. был опубликован указ «Об изменении положения о выборах в Государственную думу» и объявлено о подготовке выборов.

Либералы, напуганные размахом движения, отшатнулись от революции. Они приветствовали публикацию Манифеста и нового избирательного закона. Они решили, что удалось добиться ослабления самодержавия и, пользуясь обещанными свободами, начали создавать свои политические партии.

В октябре 1905 г. на основе «Союза освобождения» и «Союза земцев-конституционалистов» образовалась «Партия русских конституционных демократов» (кадеты). Они выражали интересы средней городской буржуазии и интеллигенции. Их лидером был историк П.Н. Милюков. Программа включала требование установления парламентского демократического строя в форме конституционной монархии, всеобщего избирательного права, введения широких политических свобод, часового рабочего дня, права на стачки- и профессиональные 322 Кадеты высказывались за сохранение единой и неделимой России с предоставлением автономии Польше и Финляндии. Программа кадетов подразумевала модернизацию политического строя России по западноевропейскому образцу.

Страницы: 1 2

Внешняя торговля России в Х1Х веке
С преобразованием высших государственных учреждений, предпринятым по вступлении на престол Александра I, связано публикование первых отчетов по внешней торговле России. В предисловии к первому труду по этому предмету, относящемуся к торговым отношениям России за 1802 г. - министр гр. Н. Румянцев говорил, следующее: «неприметно из дел, ч ...

Сталинская идея «онаучивания» советского общества
Перед Сталиным всегда стояла проблема, как обеспечить нацеленность советского общества на научно-технический прогресс, технологическое совершенствование – иначе сомнут. Поэтому им был разработан план, говоря словами М. Петрова, «онаучивания» советского общества. План этот, скорее всего, осознавался Сталиным интуитивно и, конечно, нигде ...

Полис. Аграрный полис
Процесс исторического развития греческого общества в VIII—VI вв. до н. э. протекал в рамках мелких, внутренне сплоченных республик, опирающихся на гражданский коллектив среднезажиточных земледельцев. В таких мелких общественных и государственных образованиях появлялись более благоприятные возможности для создания рациональной и динамичн ...