Идейная борьба и общественное движение в России во второй половине XIX в
Страница 7

История » История России с древнейших времен до наших дней » Идейная борьба и общественное движение в России во второй половине XIX в

Среди оставшихся на свободе социал-демократов во второй половине 90-х годов начал распространяться «легальный марксизм». П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский и др., признавая некоторые положения марксизма, отстаивали тезис об исторической неизбежности и незыблемости капитализма, критиковали либеральных народников, доказывали закономерность и прогрессивность развития капитализма в России. Они выступали за реформистский путь преобразования страны в демократическом направлении.

Под влиянием «легальных марксистов» часть социал-демократов России перешла на позиции «экономизма». Главную задачу рабочего движения «экономисты» видели в улучшении условий труда и быта. Они выдвигали только экономические требования и отказывались от политической борьбы.

В целом среди российских марксистов в конце XIX в. не было единства. Одни (во главе с В.И. Ульяновым-Лениным) выступали за создание политической партии, которая повела бы рабочих на осуществление социалистической революции и установление диктатуры пролетариата (политической власти рабочих), другие — отрицая революционный путь развития, предлагали ограничиться борьбой за улучшение условий жизни и труда трудящихся России.

Общественное движение во второй половине XIX в., в отличие от предшествующего времени, стало важным фактором политической жизни страны. Многообразие направлений и течений, взглядов по идейнотеоретическим и тактическим вопросам отразило сложность общественной структуры и остроту социальных противоречий, характерных для переходного времени пореформенной России. В общественном движении второй половины XIX в. еще не сложилось направление, способное осуществить эволюционную модернизацию страны, но были заложены основы для формирования в будущем политических партий.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

VIII – IX века в истории славянства. Культура, религия и быт
В родовых общинах Древнерусского государства главой родовой общины являлся отец. Но каким же образом поддерживается единство рода если умрет его глава? Оно поддерживалось восстановлением отеческой власти, один из старших родичей занимал отеческое место. Одна из старых песен говорит: “Когда умрет глава рода, то все дети сообща владеют им ...

Этрусский язык
Начало изучению этрусского языка было положено в эпоху Возрождения, когда были найдены бронзовые таблицы с этрусскими надписями. В ХVI в. появились первые труды, ставившие своей целью истолковать этрусские письмена. Трудно установить, к какой семье языков принадлежит этрусский язык. Он до сих пор не расшифрован. До настоящего времени у ...

История как наука
Проблематика 1. Понятие истории 2. Объект истории 3. Исторический факт 4. Предмет исторической науки: Подходы в истории 5. Периодизация истории Отечества 6. Функции истории Отечества 7. Особенности истории России Древние греки называли историю «наставницей жизни» – magistra vitae, а историка – «передатчиком времени». «Historia ...