Политика России в восточном вопросе в 20-х годах XIX в.
Страница 2

История » История России с древнейших времен до наших дней » Политика России в восточном вопросе в 20-х годах XIX в.

Россия и народы Северного Кавказа. Присоединение Северного Кавказа к России — третий этап в ее политике в этом регионе.

Северный Кавказ был заселен многими народами, отличавшимися по языку, обычаям, нравам и уровню общественного развития. В конце XVni — начале XIX в. русская администрация заключила с правящей верхушкой племен и общин соглашения об их вхождении в состав Российской империи. Однако здесь власть России была чисто номинальной: вне контроля оставались горные районы Северного Кавказа. Поэтому перед русским правительством после присоединения Закавказья встала задача обеспечения стабильной обстановки на Северном Кавказе. При Александре I генерал А.П. Ермолов начал продвижение вглубь Чечни и Дагестана, строя военные опорные пункты. Сопротивление горских народов вылилось в религиозно-политическое движение — мюридизм, подразумевавший религиозный фанатизм и непримиримую борьбу против «неверных», что придавало ему националистический характер. На Северном Кавказе оно было направлено исключительно против русских и получило наибольшее распространение в Дагестане. Здесь сложилось своеобразное государство на религиозной основе — имамат.

В 1834 г. имамом; (главой государства) стал Шамиль. Он создал сильную армию и сосредоточил в своих руках административную, военную и духовную власть. Под его руководством на Северном Кавказе усилилась борьба против русских. Она продолжалась с переменным успехом около 30 лет. В 40-е годы Шамилю удалось расширить подвластные ему территории, установить связи с Турцией и некоторыми европейскими государствами.

В борьбе против имамата Россия несла значительные финансовые, экономические и, самое главное, людские потери. Однако длительное сопротивление подорвало силы горцев. К концу 50-х годов XIX в. ситуация для них ухудшилась. Началось внутреннее разложение государства Шамиля. Крестьянство и другие слои населения, замученного войной, бесчисленными военными поборами, суровыми религиозными ограничениями, стали отходить от мюридизма. В августе 1859 г. пало последнее убежище Шамиля — аул Гуниб. Имамат прекратил свое существование. В 1863—1864 гг. русские войска заняли всю территорию по северному склону Кавказского хребта и подавили сопротивление черкесов. Кавказская война закончилась.

Страницы: 1 2 

Вступительная часть
Прошлое каждого народа уникально и неповторимо. Вопрос о происхождении (этногенезе) славян и их выделении как особого этноса до сих пор не имеет единой концепции. Время выделения этнических славян датируется от III тысячелетия до нашей эры до первых веков нашей эры. Древнейшие славянские племена проживали на территории Восточной Европы ...

Война и колониальный мир
Во время войны неизмеримо возросло значение колониальных а зависимых стран Азии и Африки как глубоких тылов империалистических держав. Война требовала огромного количества снаряжения, продовольствия, одежды, металлов, самого разнообразного сырья. В связи с этим резко увеличились вывоз материальных ценностей и экономическая эксплуатация ...

Предыстория, функции поселений
Ещё Павла 1 заботила мысль о том, как резко увеличивать численность армии в военное время и резко сокращать в мирное, то есть ещё при Павле 1 рассматривался вопрос о военных поселениях, но придумал их, а точнее перенял у некоего французского автора Сервана Александр I. Герцен называет военные поселения «величайшим преступлением» и «госу ...