Политика России в восточном вопросе в 20-х годах XIX в.Страница 2
Россия и народы Северного Кавказа. Присоединение Северного Кавказа к России — третий этап в ее политике в этом регионе.
Северный Кавказ был заселен многими народами, отличавшимися по языку, обычаям, нравам и уровню общественного развития. В конце XVni — начале XIX в. русская администрация заключила с правящей верхушкой племен и общин соглашения об их вхождении в состав Российской империи. Однако здесь власть России была чисто номинальной: вне контроля оставались горные районы Северного Кавказа. Поэтому перед русским правительством после присоединения Закавказья встала задача обеспечения стабильной обстановки на Северном Кавказе. При Александре I генерал А.П. Ермолов начал продвижение вглубь Чечни и Дагестана, строя военные опорные пункты. Сопротивление горских народов вылилось в религиозно-политическое движение — мюридизм, подразумевавший религиозный фанатизм и непримиримую борьбу против «неверных», что придавало ему националистический характер. На Северном Кавказе оно было направлено исключительно против русских и получило наибольшее распространение в Дагестане. Здесь сложилось своеобразное государство на религиозной основе — имамат.
В 1834 г. имамом; (главой государства) стал Шамиль. Он создал сильную армию и сосредоточил в своих руках административную, военную и духовную власть. Под его руководством на Северном Кавказе усилилась борьба против русских. Она продолжалась с переменным успехом около 30 лет. В 40-е годы Шамилю удалось расширить подвластные ему территории, установить связи с Турцией и некоторыми европейскими государствами.
В борьбе против имамата Россия несла значительные финансовые, экономические и, самое главное, людские потери. Однако длительное сопротивление подорвало силы горцев. К концу 50-х годов XIX в. ситуация для них ухудшилась. Началось внутреннее разложение государства Шамиля. Крестьянство и другие слои населения, замученного войной, бесчисленными военными поборами, суровыми религиозными ограничениями, стали отходить от мюридизма. В августе 1859 г. пало последнее убежище Шамиля — аул Гуниб. Имамат прекратил свое существование. В 1863—1864 гг. русские войска заняли всю территорию по северному склону Кавказского хребта и подавили сопротивление черкесов. Кавказская война закончилась.
Внешняя политика России в первой половине XIX в
В первой половине XIX в. Россия обладала значительными возможностями для эффективного решения своих внешнеполитических задач.
Они включали защиту собственных границ и расширение территории в соответствии с геополитическими, военно-стратегическими и экономическими интересами страны. Это подразумевало складывание территории Российской им ...
Культурная история.
Человек в историко-культурном смысле существует в мире знаков, сами люди подвержены влиянию этого мира. Знаки в виде наследуемых культурой символов влияют на наше сознание и даже на сами способы мышления. "Мир может быть познан только в форме литературного дискурса", он открывается человеку "лишь в виде рассказов, наррати ...
Циклическая концепция развития цивилизаций
Образ цикла в качестве мировоззренческого ориентира сформировался на простых и доступных всем наблюдениях: жизненно-биологический путь человека (рождение, рост, молодость, зрелость, старость, смерть), лунные фазы, смена времени года и. т.д. поэтому цикличность, цикл - обязательный элемент всех мифов об умерших и воскресших богах, катаст ...

