Россия в конце XVII — первой четверти ХVIII в. Петровские преобразования
Страница 1

История » История России с древнейших времен до наших дней » Россия в конце XVII — первой четверти ХVIII в. Петровские преобразования

Еще в дореволюционной историографии сложилось два противоположных взгляда на причины и результаты петровских реформ. Одни историки полагали, что Петр I нарушил естественный ход развития страды, внеся перемены в экономику, политику, культуру, традиции, нравы, обычаи, что он захотел «сделать Россию Голландией». Другие исследователи считали, что Россия была подготовлена к преобразованиям всем предшествующим ходом исторического развития (эту точку зрения наиболее четко сформулировал крупнейший русский историк С.М. Соловьев). «Народ собирался в дорогу . Ждали вождя и вождь явился», — писал Соловьев. https://diskipro.ru ремонт и покраска автомобильных дисков в москве.

В конечном счете, речь шла о том, сумеет ли Россия в новых исторических условиях ответить на вызов времени, провести модернизацию, перестройку страны и занять свое достойное место в мире. Сделать это было возможно, опираясь на собственные силы с учетом мирового уровня знаний о природе и обществе.

Переход к абсолютизму. Во второй половине XVII в. общая тенденция развития государственного строя России заключалась в переходе от самодержавия с Боярской думой, от сословие представительной монархии к чиновничье-дворянской монархии, к абсолютизму. Абсолютизм это форма правления, при которой верховная власть в государстве полностью и безраздельно принадлежит монарху. Власть достигает наивысшей степени централизации. Абсолютный монарх правит, опираясь на чиновничье-бюрократический аппарат, постоянную армию и полицию, ему подчиняется и церковь как идеологическая сила.

В России абсолютная монархия сложилась в ходе петровских реформ. Однако уже с «Соборного уложения» 1649 г. отчетливо прослеживаются мероприятия, отразившие робкие попытки перехода к новым формам организации власти. Изменился титул московских государей, в котором появился титул «самодержец». После воссоединения Левобережной Украины с Россией он звучал так: «Великий государь, царь и Великий князь всея Велики и Малыя и Белыя России самодержец .» С 80-х годов XVII в. прекратился созыв Земских соборов. Последний Земский собор полного состава принял решение о воссоединении Украины с Россией в 1653 г. Были предприняты первые попытки реорганизации приказной системы: несколько приказов подчинялись одному лицу. Изменения вносились и в систему управления на местах. С целью 140 централизации власти соседние уезды были объединены в «разряды» своеобразные прообразы петровских губерний. На места посылались воеводы, облеченные всей полнотой власти. В 1682 г. было отменено местничество (занятие должностей в зависимости от знатности происхождения и служебного положения предков). «Разрядные книги», в которых фиксировались родословие и назначение на должности, были торжественно сожжены; стал выдвигаться принцип служебного соответствия.

Во второй половине XVII в. были предприняты разрозненные попытки реорганизации армии. Создавались так называемые полки «нового строя» из вольных, «охочих» людей: солдатские (пехота), рейтарские (конница) и драгунские (смешанного строя). В них набирали также «даточных» людей. Сто крестьянских дворов давали одного солдата на пожизненную службу. Эти полки собирались только на время войны, а после ее окончания распускались. В армию стали приглашать иноземных офицеров.

Во второй половине XVII в. произошел конфликт между руководством церкви и государства. Московский патриарх Никон выдвинул и яростно отстаивал идею независимости и руководящей роли церкви в государстве. Никон доказывал, что «священство» (церковь) выше «царства» и что царь получает корону из рук патриарха — представителя Бога на земле. Имея огромное личное влияние на царя, Никон сумел добиться титула «великого государя», что ставило его почти в равное положение с царем Алексеем Михайловичем. Двор московского патриарха мало уступал в роскоши и блеске царским палатам. Как указывалось выше, церковным собором Никон был отрешен от патриаршей власти и выслан из Москвы.

«Соборное уложение» 1649 г., разрешив обмен вотчин на поместья и наоборот, положило начало слиянию бояр и дворян в один замкнутый класс-сословие. В 1674 г. черносошным крестьянам было запрещено записываться в дворянство. В 1679—1681 гг. было введено подворное обложение. Единицей взимания налогов становился крестьянский или посадский двор. Таким образом, процессы, происходившие в социально-политическом развитии России во второй половине XVII столетия, свидетельствуют, что попытки преобразований имели место до петровских реформ.

Царь Федор Алексеевич. После смерти Алексея Михайловича на русский престол был возведен 14-летний Федор (1676-1682). Ведущее место при дворе заняли Милославские (родственники первой жены Алексея Михайловича). Федор, с детства болезненный мальчик (болел цингой), активного участия в государственных делах не принимал. Уче 141 ник Симеона Полоцкого, он знал латынь, польский язык, любил чтение, сочинял музыку, отдавая этим занятиям свое время.

Страницы: 1 2 3 4 5

Административно-территориальное деление Российского государства – губернии, провинции, уезды. Местные органы государственного управления – канцелярии – основной административный, финансовый и судебн
В конце 1708 года Петр Великий издал указ о разделении России на 8 обширных административных округов, названных губерниями: Московская, Ингерманляндская, Киевская, Смоленская, Архангелогородская, Казанская, Азовская и Сибирская (позже до 11). Губернии были чрезвычайно неравномерны (в Московской губерннии было 39 городов, в Киевской - 56 ...

Николай II
Николай II - самая трагическая фигура среди европейских монархов новейшего времени. Ему, как ни одному другому, пришлось испытать трудности, выпавшие на долю монархии во второй половине XIX и начале XX века. Социальные, экономические, внутри - и внешнеполитические проблемы его времени были чем-то таким, о чем Николай II никогда не имел ...

Братские школы
Школы этого типа стали возникать с конца 16 – первой половине 17 в. Они становятся с этого времени наиболее распространенным типом учебных заведений Беларуси. Они выступают против усиления влияния католицизма, которому противопоставляли традиции народной культуры в форме православия. Первая Виленская братская школа возникает в 1584 г. ...