Незаконнорожденные дети на рубеже XIX-XX вв.

История » Незаконнорожденные дети в истории России » Незаконнорожденные дети на рубеже XIX-XX вв.

Если в XVIII веке незаконнорожденные были позором и встречались лишь в среде солдаток, которые годами не видели своих мужей, или в среде дворовых, которые приживали детей со своими хозяевами, то в XIX столетии такие дети стали массовым явлением. Современники отмечали, что основная масса незаконнорожденных приходилась на представительниц низшего класса: "Женщины же высшего класса преспокойно отправляются за границу, там рождают своих незаконных детей и там же оставляют их на попечение бедных семейств за высокую плату. Одинокая же служанка, вдова крестьянка и солдатка вынуждены родить там, где застали их родовые боли".

Общественное мнение по-прежнему было нетерпимо к незаконным рождениям. Женщине, родившей вне брака, грозили позор, презрение односельчан, а без помощи родителей или родственников - и нищета. Случаев усыновления было очень мало, так как крестьяне не знали законов об усыновлении, боялись больших издержек, отказа в получении на приемыша земельного надела от сельского общества. Неудивительно, что при подобном отношении к внебрачным детям "незаконные" рождения составляли в год в среднем около 2 процентов. По мнению ряда исследователей, действительное число внебрачных рождений у крестьян было выше, так как незамужние крестьянки стремились рожать таких детей в городе, где новорожденный регистрировался, отдавался в "люди" или оставлялся в приюте. На рубеже XIX-XX веков в Центральной России внебрачная рождаемость не превышала в среднем за год 2,5-3 процента.

В Петрограде к 1915 году "гражданские браки" - а дети, рожденные в них, признавались незаконными - составляли уже 10 процентов.

Сравнивая число незаконнорожденных в России и в других странах Европы в XIX веке, современники отмечали: "Незаконнорожденные дети составляют главный контингент среди отверженных детей (на сто родившихся детей незаконных оказывается в Австрии 11,3, Пруссии - 7,1, Франции 7,1, Швеции - 6, 5, России - 2,9)".

В представлениях россиян сформировался особый образ "незаконного" младенца. Отношение к ним было презрительным и неприязненным. Такой ребенок являлся иным, чужеродным, по крайней мере, наполовину. Отсюда и название - половинкин сын. Неполнота родственных связей имела своим следствием представления о нем как о части природы, неизвестной находке, обнаруженной взрослыми. Именно эта идея лежит в основе самой обширной группы обозначений незаконнорожденного: боровичок, капустничек (Казанская губерния), крапивник (повсеместно), луговой (Курская), подзаборник (Новосибирская область), находка (Смоленская и Воронежская губернии), Богданыч ("Бог дал").

Октябрьская революция (март – апрель 1917 года). Создание Советского государства
В.И.Ленин приехал в Петроград поздно вечером 3 апреля 1917 года. В 23 часа 10 минут поезд остановился у платформы финляндского вокзала, где к тому времени собрались петроградские рабочие. На перроне был выстроен почетный караул. В.И.Ленин, поднявшись на броневой автомобиль, выступил с речью, которую закончил призывом: "Да здравств ...

Майя
На юго-востоке центральноамериканского региона на территории площадью около 350 тыс. кв. км, включавшей мексиканские штаты Юкатан, Кампече, Табаско и восток Чьяпаса, Кинтанароо, Республику Гватемала, Белиз, запад Гондураса, 1500 лет назад существовало множество городов-государств. Их жители говорили практически на одном языке, поклоняли ...

Религия
Составной частью государственного устройства является идеология. У древних народов идеология воплощалась в религии, вере. «К моменту языческой реформы 980 года четкой системы богов у восточных славян, вероятно, еще не было».[6] В сохранившихся древних памятниках во времена, предшествовавшие христианизации, можно выделить несколько религ ...