Внутренняя и внешняя политика России в XVII в. Бунташный
векСтраница 2
В начале июня 1648 г. Алексею Михайловичу, возвращавшемуся с богомолья, была подана челобитная от московского населения с требованиями наказать наиболее корыстных представителей царской администрации. Однако требования горожан не были удовлетворены, и они начали громить купеческие и боярские дома. Было убито несколько крупных сановников. Царь вынужден был выслать боярина Б.И. Морозова, возглавлявшего правительство, из Москвы. С помощью подкупленных стрельцов, которым увеличили жалованье, восстание удалось подавить.
Восстание в Москве, получившее название «соляного бунта», не было единственным. За двадцатилетие (с 1630 по 1650 г.) восстания прошли в 30 русских городах: Великом Устюге, Новгороде, Воронеже, Курске, Владимире, Пскове, сибирских городах.
Соборное уложение 1649 г. «Боязни ради и междоусобий от всех черных людей», как писал впоследствии патриарх Никон, был созван 116 Земский собор. Его заседания проходили в\1648-1649 гг. и завершились принятием «Соборного уложения» царя Алексея Михайловича. Это был крупнейший Земский собор в истории России. В нем участвовали 340 человек, большинство которых (70 %) принадлежали к дворянству и верхушке посада.
«Соборное уложение» состояло из 25 глав и содержало около тысячи статей. Отпечатанное тиражом в две тысячи экземпляров, оно явилось первым русским законодательным памятником, изданньм типографским способом, и оставалось действующим вплоть до 1832 г. Оно было переведено почти на все европейские языки.
В первых трех твах «Уложения» говорилось о преступлениях против церкви и царской власти. Любая критика церкви и богохульство карались сожжением на костре. Лица, обвиняемые в измене и оскорблении чести государя, а также бояр, воевод, подвергались казни. Тех, кто «будет приходить скопом и заговором, и учнут кого грабить или побивать», предписывалось «казнить смертно безо всякой пощады».
Человек, обнаживший в присутствии царя оружие, наказывался отсечением руки.
«Соборное уложение» регламентировало несение различных служб, выкуп пленных, таможенную политику, положение различных категорий населения в государстве. Оно предусматривало обмен поместий, в том числе обмен поместья на вотчину. Подобную сделку требовалось зарегистрировать в Поместном приказе. «Соборное уложение» ограничивало рост церковного землевладения, что отражало тенденцию подчинения церкви государству.
Важнейшим разделом «Соборного уложения» была глава XI «Суд о крестьянах»: вводился бессрочный сыск беглых и увезенных крестьян, запрещались крестьянские переходы от одного владельца к другому.
Это означало юридическое оформление системы крепостного права.
Одновременно с частновладельческими крестьянами крепостнические порядки распространялись на черносошных и дворцовых крестьян, которым запрещалось покидать свои общины. В случае бегства они также подлежали бессрочному сыску.
Глава XIX «Соборного уложения» «О посадских людях» внесла изменения в жизнь города. Были ликвидированы «белые» слободы, их население включалось в посад. Все городское население должно было нести тягло на государя. Под страхом смертной качни запрещались переход из одного посада в другой и даже женитьба на женщинах из другого посада, т.е. население посада закреплялось за определенньм городом. Горожане получали монопольное право торговли в городах. Кре 117 стьяне не имели права держать лавки в городах, а могли торговать только с возов и в торговых рядах.
Приказ о переходе в Кронштадт и приготовления к нему
В ночь на 26 августа бои не прекращались. Город был охвачен пожарами, стелился густой дым. Была слышна пулеметная стрельба: фашисты были уже на окраинах.
Рано утром 26 августа был получен приказ Ставки: эвакуировать Главную базу флота, войска доставить в Ленинград для усиления его обороны. Все, что нельзя вывезти, было приказано уничто ...
Поляки после революции 1917 года
В России 1917-1918 – 3 млн. поляков. В Сибири – от 300 до 500 тысяч поляков. Больше половины составляли ссыльные и их потомки, а также добровольные переселенцы.
В годы гражданской войны в Енисейской губернии была сформирована V-я польская дивизия[18], вошедшая в состав корпуса белочехов.
После изгнания Колчака в Красноярске разместили ...
Суть концепции «Москва – Третий Рим»
Автор теории, вошедшей в историю политической мысли под названием “Москва – Третий Рим”, был иосифлянином по своей идеологической направленности. Его учение развивало и уточняло главные иосифлянские идеи о природе царской власти, ее назначении, взаимоотношении с подданными и церковной организацией.
О самом авторе, монахе (или, может бы ...