Завершение объединения русских земель вокруг Москвы в конце XV — начале XVI в. Образование Российского Государства
Страница 4

История » История России с древнейших времен до наших дней » Завершение объединения русских земель вокруг Москвы в конце XV — начале XVI в. Образование Российского Государства

Судебник Ивана Ш. В 1497 г. был принят новый свод законов единого государства — Судебник Ивана Ш. Судебник включал 68 статей и отражал усиление роли центральной власти в государственном устройстве и судопроизводстве страны. Статья 57 ограничивала право крестьянского перехода от одного феодала к другому определенным сроком дня всей страны: неделей до и неделей после осеннего Юрьева дня (26 ноября). За уход крестьянин должен был уплатить «пожилое» — плату за годы, прожитые на старом месте. Ограничение крестьянского перехода било первым шагом к установлению крепостного права в стране.

Однако до конца XVI в. крестьяне сохраняли право перехода от одного землевладельца к другому.

Русская церковь в конце XV — начале XVI в. Русская церковь сыграла значительную роль в объединительном процессе. После избрания митрополитом в 1448 г. рязанского епископа Ионы русская церковь стала независимой (автокефальной).

На западных землях Руси, вошедших в состав Великого княжества Литовского и Русского, в 1458 г. в Киеве был поставлен свой митрополит. Русская православная церковь распалась на две самостоятельные митрополии — Московскую и Киевскую. Их объединение произойдет после воссоединения Украины с Россией.

Внутрицерковная борьба была связана с появлением ересей. В XIV в. в Новгороде возникла ересь стригольников. На голове принимаемого в монахи выстригались крестообразно волосы. Стригольники полагали, что вера станет крепче, если она будет опираться на разум.

В конце XV в. в Новгороде, а затем в Москве распространилась ересь жидовствующих (ее зачинателем считали еврейского купца). Еретики отрицали власть священников и требовали равенства всех людей.

Это означало, что монастыри не имеют права владеть землей и крестьянами.

На какое-то время эти взгляды совпали со взглядами Ивана Ш. Среди церковников также не было единства. Воинствующие церковники во 80 главе с основателем Успенского монастыря Иосифом Волоцким (ныне Иосифо-Волоколамский монастырь под Москвой) резко выступили против еретиков. Иосиф и его последователи (иосифляне) отстаивали право церкви владеть землей и крестьянами. Оппоненты иосифлян тоже не поддерживали еретиков, но возражали против накопления богатств и земельных владений церкви. Последователей этой точки зрения называли нестяжателями или сорианами — по имени Нила Сорского, уединившегося в скиту на реке Сора на Вопогодчине.

Иван Ш на церковном соборе 1502 г. поддержал иосифлян. Еретики были казнены. Русская церковь стала и государственной, и национальной. Церковные иерархи провозглашали самодержца царем земным, властью своей подобным Богу. Церковное и монастырское землевладение сохранялось.

Страницы: 1 2 3 4 

Поиски европейцами новых путей в страны востока и Турция
Развитие экономики и особенно торговли в балканских владениях Османской империи зависело не только от состояния внутреннего рынка, во и в значительной, а монет быть, даже в большей степени от внешнего рынка, поскольку через них проходили сухопутные и водные пути, которые связывали государства Центральной Европы со странами Ближнего и Ср ...

КАРЛАГ.
Карлаг (Карагандинский исправительно-трудовой лагерь ) — один из крупнейших исправительно-трудовых лагерей в 1930- 1959 годах, подчинявшийся ГУЛАГу НКВД СССР. За годы своего существования Карлаг принял около миллиона человек. К началу 1950-х Карлаг насчитывал более двухсот лагерных отделений и пунктов. Площадь ИТЛ к этому времени равн ...

Глобальные вопросы
Но, вот какой наблюдается парадокс: царь, веривший в то, что Распутин послан ему небом, дабы защищать его и всю царскую семью и помогать ему самому советами от лица господа бога, должен был бы безмолвно вслушиваться в каждое его слово, принимать его речь как истину, как пророчество, ибо устами его говорит сам бог, внимал его советам лиш ...