Методы датировки в археологии
Страница 2

История » Методы датировки в археологии

Важнейшей частью стратиграфии является фиксация всех находок, необходимая для того, чтобы в дальнейшем можно было восстановить их последовательность.

Второй основополагающий метод археологии – типологический.

Он основывается на объединении находок в типологические ряды – серии вещей, имеющих один или несколько повторяющихся или прогрессирующих признаков. Для установления даты типа необходимо иметь некоторую серию опорных комплексов, содержащих вещи этого типа. Отрезок времени, ограниченный крайними датами в этой серии, и будет определять дату типа. Очевидно, что надежность и достоверность такой даты прямо зависит от числа использованных опорных комплексов. При достаточном количестве комплексов истинность даты группы может быть проверена по характеру распределения дат комплексов. При статистически достаточном количестве однотипных вещей можно с некоторой вероятностью вычислить интервал, в течение которого данный тип находился в обиходе.

Задачу, аналогичную датировке типов вещей, представляет собой датировка признаков. Разница в том, что вместо датированных комплексов используются даты групп вещей, обладающих этим признаком. Это важно не только для изучения эволюции вещей, но и для датирования отдельных артефактов, не представленных или недостаточно представленных в датированных комплексах. Особую роль это играет при датировании сложных уникальных предметов и случайных находок, которые через комплекс вообще не могут быть датированы. В последнем случае датировка сводится к процедуре датирования признаков, т.к каждая вещь может быть представлена как их совокупность.

Историко-филологические методы предполагают возможность определения хронологической принадлежности древней вещи по ее художественным особенностям. Основные принципы изучения памятников древнего искусства были разработаны во второй половине XVIII в.И. Винкельманом. Суть этих принципов в их современном понимании состоит в том, что для каждой исторической эпохи и даже для отдельных периодов и культур существовали свои особенности художественного творчества, присущие только данной эпохе, данной культуре, данному этносу. В принципе всегда можно указать конкретные признаки художественной культуры данного периода или этноса. Но научный метод состоит не в характеристике каждого отдельного случая, а в нахождении общих правил такого распознавания. Выразительные особенности (стилистические признаки) различных древних культур и эпох хорошо прослеживаются при сравнении одинаковых по содержанию образов.

Одни и те же образы в разных культурах и в разные периоды создавались различными выразительными средствами. И наоборот, в рамках одной художественной традиции для создания разных по содержанию образов использовались очень близкие или даже одинаковые изобразительные элементы. Это почти неизменные детали, из которые складываются изображения. Разделяя мысленно или на бумаге изучаемые изображения на такие блоки, археолог ищет подобные элементы в других уже датированных материалах, определяя на этом основании дату предмета исследования.

На сходстве или идентичности артефактов основана также датировка по аналогиям.

Этот метод немецкий археолог Эггерс назвал "методом домино": комплексы с одинаковыми вещами выстраиваются в длинную цепочку как костяшки домино. Например, кувшины с одинаковыми признаками были найдены в слоях III периода микенской культуры в Греции и в памятнике XIV-XII вв. до н.э. в Египте. В нем же вместе с микенскими кувшинами были обнаружены бронзовые фибулы в виде английской булавки. Такие же фибулы найдены в Германии, в Тироле, вместе с керамическими урнами, имеющими три вертикальные ручки. Близкие по форме урны известны в находках на южном побережье Балтики. Таким образом, вся эта цепочка вещей и комплекс может быть датирован XIV-XII вв. до н.э.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Просвещение и научные знания
Издавна на Украине существовало домашнее (семейное, родительское) обучение и воспитание детей. Детям передавались трудовой опыт и жизненная мудрость, красота родного языка, стремление к воле и братству. Люди стихийно стремились овладеть научными знаниями, опираясь на мгновековой опыт поколений. Это стихийное народное образование и накоп ...

Цели государств
Германия Стремилась установить мировое господство Австро-Венгрия Контроль над Балканами => контроль над движением судов в Адриатическом море => поработить славянские страны.   Англия Стремилась захватить турецкие владения, а так же Месопотамию и Палестину с их нефтяными владениями Франция Стремилас ...

Польские восстания
В России были свои пути и методы внутренней колонизации, начиная с XVI века. Разделы Польши между Пруссией, Австрией и Россией в 1772, 1793, 1795 годах – новый этап этого процесса. Польша исчезла с политической карты Европы, была экономически обескровлена. 62% ее земель с 45% населения отошли к России, на отнятых землях вводились законы ...