Перестройка экономики на военные нужды:Страница 2
Централизаторские тенденции в экономике проявились еще до большевиков. В годы войны нормирование производства, сбыта и потребления было характерно для всех воюющих стран. В 1916 году царское правительство в России приняло решение о продразверстке, эту меру подтвердило и Временное правительство: в условиях мировой-войны она была явно вынужденной. Большевики же превратили продразверстку в программное требование, стремясь к ее консервации и проводя ее намного жестче. Принуждение по отношению к крестьянству становилось нормой. Кроме натуральной хлебной повинности от крестьян требовалось участие в системе трудовых повинностей, в мобилизации лошадей и подвод. Национализировались все зернохранилища, ускоренно ликвидировались все частновладельческие хозяйства. Вводились твердые цены на сельхозпродукты. Они были в 46 раз ниже рыночных. Все было направлено на форсированное создание экономической модели.
Лидеры большевиков настойчиво называли карточно-распределительную систему признаком социализма, а торговлю - главным атрибутом капитализма. Организация труда принимала военизированные формы, предельная централизация производства и продуктообмена призвана была вытеснить деньги из экономической жизни.
Коммунистические, натуральные элементы внедрялись в повседневную жизнь: бесплатными объявлялись продовольственные пайки, коммунальные услуги, производственная одежда для рабочих, городской транспорт; некоторая печать и т.п. У такой системы находились свои сторонники среди служащих, неквалифицированных рабочих и др. В тех трудных экономических условиях они боялись свободно-рыночных цен. У многих вызывала одобрение борьба со спекуляцией.
В целом, однако, экономическая политика большевиков вызывала недовольство. Она делала упор не на развитие производства, а на контроль за распределением и потреблением. Деньги искусственно обесценивались. Крестьяне работать в условиях снижения посева не хотели. Сбор зерна сократился на 40%, посевные площади технических культур уменьшились в 12 - 16 раз по сравнению с довоенными. Значительно сократилось поголовье скота. Рабочие переводились со сдельщины на тариф, что также понижало их заинтересованность в производительном труде. Деньги теряли производственно-стимулирующую функцию. В условиях натурального продуктообмена постепенно размывалась также роль денег как всеобщего эквивалента, без которого наладить нормальное производство было невозможно. Экономика быстро деградировала. Дореволюционные производственные фонды проедались, нового строительства, и расширения их не было. Жизнь людей становилась все тяжелее.
Объект и предмет истории
Прошлое? Но какая польза от науки, обращенной в прошлое, уводящей в прошлое, напоминающей о прошлом, имеющей предметом своего изучения прошлое человеческого общества?
Так П. Валерии ее не принимал полностью как «самого опасного продукта» интеллектуальной деятельности ученых, А Вольтер признавал неизбежными спутниками истории искажения ...
Заключение.
В 1914 г, спустя 50 лет после школьной реформы начальным обучением была охвачена едва половина детей соответствующего возраста. В западной Европе уже в последней четверти 19 век была достигнута полная грамотность населения. На рубеже 19-20 вв в России начался переход ко всеобщему неполному среднему образованию молодёжи в объёме 7-8 клас ...
Студенты шестидесятых годов
С середины 50-х годов выражение «молодое поколение» чаще всего ассоциировалось с учащейся молодежью. Условия, в которых она формировалась, сильно отличались от предшествующего времени. Определяющее влияние па складывание ее воззрении оказывали рост крестьянского и общественного движения, назревание революционной ситуации, усиление оппоз ...

