Просвещение и научные знания

Издавна на Украине существовало домашнее (семейное, родительское) обучение и воспитание детей. Детям передавались трудовой опыт и жизненная мудрость, красота родного языка, стремление к воле и братству. Люди стихийно стремились овладеть научными знаниями, опираясь на мгновековой опыт поколений. Это стихийное народное образование и накопленные знания стали основой и начальным этапом познания жизни, наук, способствовали возникновению школ грамоты в далекие времена средневековья. Развивался украинский язык, который играл значительную роль в развитии просвещения и научных знаний, духовном прогрессе на Украине.

Первая украинская школа возникла в 1550 г. в местечке Красноставе (Восточная Галичина). Такие школы грамоты открывались тогда при церквях и монастырях, где появилось образованное духовенство. Но школ было мало, и они не могли обеспечить массу людей даже начальной грамотой.

Значительным центром школьного образования и науки на Украине стала Острожская греко-славянская школа (1578), которая поднялась до уровня академий того времени. В ней преподавались грамматика, арифметика, астрономия, музыка, греческий, латинский, польский и славянский (русский) языки. Первым ректором этой школы стал ученый-просветитель Герасим Смотрицкий, а преподавателями были Демьян Наливайко (брат народного героя), Василий Суражский, Тимофей Михайлович и другие образованные люди. Острожская школа давала среднее и высшее образование. В ней получил образование Петр Сагайдачный.

Острожская школа существовала до 1640 г. и оказала заметное влияние на дальнейшее развитие просвещения Украины, подготовила определенные условия для появления братских школ (т. е. школ, открываемых братствами) во Львове, Каменце-Подольском, Виннице, Луцке, Киеве и других городах. Первой была открыта братская школа во Львове (1586), а ее ректором стал Иов Борецкий, преподавателями — Стефан и Лаврентий Зизаний, Памво Беринда и др. Обучение в братских школах регламентировалось уставом («Порядок школьный»). В братских школах обучались дети шляхты, духовенства, мещан, казаков (преимущественно зажиточных).

С начала XVII в. центр просвещения на Украине переместился в Киев, где в 1615 г. была открыта братская школа и группировались ученые-просветители Иов Борецкий (переехал из Львова и стал ректором Киевской братской школы), Елисей Плетенецкий, Захария Копистенский, Тарас Земка, Мелетий Смотрицкий, Касиян Сакдвич и др. Рядом с братской школой на Подоле митрополит Петр Могила в Печерской лавре основал гимназию. В 1632 г. обе школы объединились в Киевский коллегиум, который сравнялся с иностранными высшими учебными заведениями. В коллегиуме получали знания по философии, истории, математике, астрономии и другим наукам. Преподавались славянский, греческий, латинский и польский языки. Киевский коллегиум имел значительное влияние на развитие просвещения на Украине, а также в Белоруссии, России, Молдавии, Сербии и других странах.

Преподаватели тогдашних школ создавали учебные пособия. Например, по «Грамматике славянской» (1619) Мелетия Смотрицкого обучались учащиеся русских, украинских и белорусских школ на протяжении почти 150 лет. М. В. Ломоносов называл ее «вратами учености».

В центрах просвещения — Остроге, Львове, Киеве развивалась наука, создавались книги по языкознанию, философии, астрономии, математике. Среди ученых известны имена профессоров Юрия Котермака, Павла Русина, Иннокентия Гизеля, Иосифа Кононовича-Горбацкого.

Острожская школа, Киевский коллегиум, братские школы одновременно были и центрами борьбы против наступления католицизма и униатства. На Украине организовывались католицкие и униатские школы с целью расширения там, среди населения католицизма и униатства. В частности иезуитские коллегиумы были в Львове, Луцке, Каменце-Подольском, Остроге и других городах. Они способствовали полонизации (ополячиванию) и окатоличиванию прежде всего украинской шляхты и магнатов. Но православные школы отстаивали право украинского народа на свой язык, культуру и духовную жизнь. Их деятельность имела большое значение в развитии просвещения и научных знаний на Украине.

Заключение. Значение реформ Петра 1
Определяя историческую значимость реформ Петра 1, историки отмечают две стороны его деятельности: государственную и реформативную (изменения в быте, нравах, обычаях и понятиях): первая деятельность заслуживает вечной признательной, благоговейной памяти и благословления потомства. Деятельностью второго рода, Петр привнес « величайший вр ...

Россия в конце XVII — первой четверти ХVIII в. Петровские преобразования
Еще в дореволюционной историографии сложилось два противоположных взгляда на причины и результаты петровских реформ. Одни историки полагали, что Петр I нарушил естественный ход развития страды, внеся перемены в экономику, политику, культуру, традиции, нравы, обычаи, что он захотел «сделать Россию Голландией». Другие исследователи считал ...

Социально-экономическое развитие оккупированных районов
Война в Китае рассматривалась японским империализмом как один из этапов реализации претенциозных планов установления своей гегемонии в Азии, а эксплуатация захваченных районов Китая — как важнейший элемент создания колониальной империи нового типа: «великой восточно-азиатской сферы совместного процветания». Новизна японской колониальной ...