Просвещение и научные знания

Издавна на Украине существовало домашнее (семейное, родительское) обучение и воспитание детей. Детям передавались трудовой опыт и жизненная мудрость, красота родного языка, стремление к воле и братству. Люди стихийно стремились овладеть научными знаниями, опираясь на мгновековой опыт поколений. Это стихийное народное образование и накопленные знания стали основой и начальным этапом познания жизни, наук, способствовали возникновению школ грамоты в далекие времена средневековья. Развивался украинский язык, который играл значительную роль в развитии просвещения и научных знаний, духовном прогрессе на Украине.

Первая украинская школа возникла в 1550 г. в местечке Красноставе (Восточная Галичина). Такие школы грамоты открывались тогда при церквях и монастырях, где появилось образованное духовенство. Но школ было мало, и они не могли обеспечить массу людей даже начальной грамотой.

Значительным центром школьного образования и науки на Украине стала Острожская греко-славянская школа (1578), которая поднялась до уровня академий того времени. В ней преподавались грамматика, арифметика, астрономия, музыка, греческий, латинский, польский и славянский (русский) языки. Первым ректором этой школы стал ученый-просветитель Герасим Смотрицкий, а преподавателями были Демьян Наливайко (брат народного героя), Василий Суражский, Тимофей Михайлович и другие образованные люди. Острожская школа давала среднее и высшее образование. В ней получил образование Петр Сагайдачный.

Острожская школа существовала до 1640 г. и оказала заметное влияние на дальнейшее развитие просвещения Украины, подготовила определенные условия для появления братских школ (т. е. школ, открываемых братствами) во Львове, Каменце-Подольском, Виннице, Луцке, Киеве и других городах. Первой была открыта братская школа во Львове (1586), а ее ректором стал Иов Борецкий, преподавателями — Стефан и Лаврентий Зизаний, Памво Беринда и др. Обучение в братских школах регламентировалось уставом («Порядок школьный»). В братских школах обучались дети шляхты, духовенства, мещан, казаков (преимущественно зажиточных).

С начала XVII в. центр просвещения на Украине переместился в Киев, где в 1615 г. была открыта братская школа и группировались ученые-просветители Иов Борецкий (переехал из Львова и стал ректором Киевской братской школы), Елисей Плетенецкий, Захария Копистенский, Тарас Земка, Мелетий Смотрицкий, Касиян Сакдвич и др. Рядом с братской школой на Подоле митрополит Петр Могила в Печерской лавре основал гимназию. В 1632 г. обе школы объединились в Киевский коллегиум, который сравнялся с иностранными высшими учебными заведениями. В коллегиуме получали знания по философии, истории, математике, астрономии и другим наукам. Преподавались славянский, греческий, латинский и польский языки. Киевский коллегиум имел значительное влияние на развитие просвещения на Украине, а также в Белоруссии, России, Молдавии, Сербии и других странах.

Преподаватели тогдашних школ создавали учебные пособия. Например, по «Грамматике славянской» (1619) Мелетия Смотрицкого обучались учащиеся русских, украинских и белорусских школ на протяжении почти 150 лет. М. В. Ломоносов называл ее «вратами учености».

В центрах просвещения — Остроге, Львове, Киеве развивалась наука, создавались книги по языкознанию, философии, астрономии, математике. Среди ученых известны имена профессоров Юрия Котермака, Павла Русина, Иннокентия Гизеля, Иосифа Кононовича-Горбацкого.

Острожская школа, Киевский коллегиум, братские школы одновременно были и центрами борьбы против наступления католицизма и униатства. На Украине организовывались католицкие и униатские школы с целью расширения там, среди населения католицизма и униатства. В частности иезуитские коллегиумы были в Львове, Луцке, Каменце-Подольском, Остроге и других городах. Они способствовали полонизации (ополячиванию) и окатоличиванию прежде всего украинской шляхты и магнатов. Но православные школы отстаивали право украинского народа на свой язык, культуру и духовную жизнь. Их деятельность имела большое значение в развитии просвещения и научных знаний на Украине.

Поход «Миром» на Великий Новгород. Конец Вечевой Республики
Побеждённый, но не подчинившийся до конца, Новгород не мог не беспокоить великого князя московского. 21 ноября 1475 г. Иван III прибыл в столицу вечевой республики «миром». Он всюду принимал дары от жителей, а вместе с ними и жалобы на произвол властей. «Вятшие люди» — вечевая верхушка во главе с владыкой Феофилом — устроили пышную встр ...

Экспорт из России
Среди предметов вывоза из России различались товары отечественного происхождения и изделия западных стран. В группе российских товаров ремесленного производства значительную часть составляли кожи, отличавшиеся хорошей выделкой, предметы вооружения, в том числе огнестрельное оружие, весьма редкое на Востоке, деревянные, серебряные и жел ...

Немецкий средний танк Т-4:
Решение о создании среднего танка с короткоствольной 75-мм пушкой было принято в январе 1934 года. Предпочтение было отдано проекту фирмы «Крупп», и в 1937 – 1938 годах ею было выпущено около 200 машин модификации A, B, C и D. Эти танки имели боевую массу от 18 до 20 т, броню толщиной до 20 мм, скорость по шоссе не более 40 км/ч и запа ...