Образование Южно-Африканского Союза. Экономическая ситуация
после англо-бурской войныСтраница 1
Со сложными южноафриканскими проблемами, по мнению английских правящих кругов, мог справиться лучше других лорд Милнер. В 1897 г., подбирая кандидатуру на пост верховного комиссара в Южной Африке, Д.Чемберлен остановился на нем прежде всего потому, что считал Милнера способным администратором. Милнер, рассматривал свою деятельность в Южной Африке как вклад в борьбу за укрепление Британской Империи. По его мнению, Южная Африка была слабейшим звеном в имперской цепи, и потому следовало приложить все усилия, чтобы его укрепить. Война за захват бурских республик, развязыванию которой Милнер содействовал не меньше чем С.Родс и Д.Чемберлен, была для него лишь первым шагом к осуществлению задуманных планов.
Уже в ноябре 1899 г. Милнер в письме одному из лидеров ойтландеров Трансвааля, П.Фицпатрику, изложил основные пункты своего плана политического будущего Южной Африки, а именно: окончательным итогом должна была стать самоуправляющаяся община от Кейптауна до Замбези, обеспеченная черной рабочей силой, с которой хорошо обращаются, и которой справедливо управляют. Должен быть один флаг, но при условии равенства рас и языков. “Предоставляя равенство, следует вместе с тем обеспечить превосходство англичанам, хотя я не думаю и не хочу, чтобы буры совсем исчезли. Думается, что, хотя Южная Африка станет одним доминионом с общим правительством, занимающимся вопросами таможенных сборов, железных дорог и обороны, а также, наверное, и туземной политикой, отдельным государствам следует гарантировать значительную свободу”. А так же: “С политической точки зрения я придаю самое важное значение росту британского населения… Если десять лет спустя на трех представителей британской расы будет приходится по два бура, страна окажется в безопасности и сможет процветать…” Им предлагалась ассимиляция буров, он решительно выступал против языкового равенства. По его мнению, преподавание голландского языка могло быть сведено до 5 часов неделю, основным языком преподавания должен был стать английский.
Однако планы верховного комиссара могли быть реализованы лишь в течение длительного срока. Ойтландеры не склонны были слишком долго ждать самоуправления, и всего через четыре недели после заключения мира была создана Трансваальская политическая ассоциация с целью борьбы за немедленное самоуправление.
После войны в городах жизнь налаживалась довольно быстро, положение же в сельских районах оставалось тяжелым. Компенсация, выплаченная бурам, была крайне мала – в среднем выплаты по претензиям составили от 3 до 4 шилл. на фунт убытков. Фермеры испытывали нехватку тяглового скота, семян инвентаря и строительного материала. Достать все это можно было только по спекулятивным ценам. Разочаровывали также и деятельность комиссий военного ведомства, которые под всевозможными предлогами отказывались оплатить расписки, выданные фермерам за годы войны армейскими службами в связи с конфискацией скота и другой собственности. К тому же сильнейшая засуха уничтожила большую часть первого послевоенного урожая. В итоге значительное число фермеров разорилось и было вынуждено продать свои земли.
Бурское население было недовольно системой школьного образования. Хотя число школ и учащихся быстро превысило довоенный уровень, тем не менее, введение англий-ского языка как основного языка обучения вызвало отрицательную реакцию. По инициа-тиве голландской реформаторской церкви буры создали свою организацию Христианско-национальное образование. Под руководством ее лидеров было открыто – в противовес государственным школам – примерно 200 частных, содержащихся на средства родителей.
В 1903 г. в Милнер утвердил положение о выборах в Йоханнесбургский муниципальный совет, право было предоставлено только белым. Милнер обосновывал свою позицию тем, что белый человек стоит на много ступеней выше, и огромная масса черного населения никогда не будет способна достичь этого уровня.
Объединение всей Южной Африки под британским флагом создало более надежные и выгодные условия для размещения “избыточного” капитала английских монополий. Английское правительство и британская администрация в Южной Африке всемерно содействовали более широкому притоку капиталов во вновь завоеванные колонию, обеспечивая благоприятную атмосферу для дальнейшего роста капиталистического предпринимательства, ускорения темпов развития золото- и алмазодобывающей промышленности. На скорейшее восстановление и развитие экономики этих колоний, сильно пострадавших в годы войны, английское правительство предоставило заем в 35 млн.ф.ст. Между тем лишь в 1902 г. английские инвестиции выросли на 20 млн., а в 1903 г. на 36, 6 млн. ф.ст. Экономический бум, начавшийся в Южной Африке оказался недолгим. Уже в 1903 г. начали появляться признаки депрессии. Депрессия 1903-1990 гг. охватила, хотя и в разной степени, все отрасли хозяйства и обусловила значительное замедление темпов экономического роста.
Важнейшей причиной депрессии можно считать недостаток неквалифицированной, дешевой рабочей силы, которая являлась прочным фундаментом южноафриканской экономики и основным условием доходности ее предприятий. Особо в стесненных условиях оказались горнодобывающая промышленность, сельское хозяйство и строительство железных дорог, т.е. те отрасли, где условия труда африканцев были наиболее тяжелыми, а оплата крайне низкой. Не менее важной причиной депрессии являлись непомерно высокие размеры импорта в первые послевоенные годы, явно не соответствовавшие потребностям Южной Африки и не учитывавшие ограниченные покупательные возможности местного населения. Присутствовали также и внешние факторы, которые определили длительность депрессии. Ее продолжительность была связана с нестабильностью в Южной Африке, особенно в 1905-1907 гг. когда развернулась борьба вокруг вопроса об изменении статуса бывших бурских республик. Выдвинутый бурскими лидерами проект немедленного предоставление самоуправление двум новым британским колониям вызвал отрицательную реакцию горных магнатов и временное прекращение притока капиталов в Южную Африку. Когда же пик осложнений остался позади, разразился мировой экономический кризис 1907-1908 гг. Поскольку южноафриканская экономика через поставки золота и алмазов была тесно связана с мировым рынком, то он серьезно воздействовал и на местную хозяйственную жизнь.
Общая характеристика
В период раннего Средневековья значительно расширяется территория, на которой идет образование западноевропейской цивилизации: если античная цивилизация развивалась в основном на территории Древней Греции и Рима, то средневековая цивилизация охватит уже практически всю Европу. Активно шло расселение германских племен на западных и север ...
Период первой мировой войны. 1914-17 гг.
Война застала Ленина в Поронине. По ложному доносу он был арестован австрийскими властями и заключен в тюрьму в городе Новый Тарг. После освобождения Ленин уехал в Берн. Тогда он пишет статьи "Задачи революционной социал-демократии в европейской войне", "Положение и задачи социалистического интернационала", "О ...
Протестантские школы
Со второй половины 16 в. намечаются изменения в системе образования. Значительное влияние на развитие просвещения конца 16 –середины 17 в. оказало реформационно-гуманистическое движение, которое содействовало прогрессивному развитию школьных традиций. В этот период на территории Беларуси появляются наиболее прогрессивные для того времен ...