Русская православная церковь в первой половине XIX в
Страница 3

История » Образование, наука и культура России в первой половине XIX века » Русская православная церковь в первой половине XIX в

Старообрядцы издавна терпели разные притеснения и ограничения. Они не имели права получать ордена, занимать выборные должности (например, городского головы) даже в местах, где жили в основном старообрядцы. При Николае I положение старообрядцев ухудшилось. Был издан указ о запрещении им принимать беглых священников. Затем начался разгром старообрядческих монастырей на реке Большой Иргиз в Заволжье, где происходило «исправление» беглых священников. В 1841 г. был закрыт последний из иргизских монастырей. Ряды старообрядческого духовенства начали редеть.

Но у «поповцев» вскоре появились собственные архиереи. В 1846 г. в старообрядчество перешел босносараевский митрополит Амвросий, ставший митрополитом белокриницким (Белая Криница — село на Буковине, в пределах тогдашней Австрии). «Австрийское согласие», имевшее собственных митрополитов, епископов и священников, стало как бы второй православной церковью в России. Число ее сторонников умножалось, несмотря на то что главные организаторы новой церкви были вскоре запрятаны в монастырские тюрьмы. В Москве и Московской губернии число последователей Белокриницкой церкви составляло 120 тыс. человек. Попытки подавить старообрядчество обернулись его укреплением.

Народ в России был верующий. Но к кануну великих перемен в жизни страны в православной церкви не было единства и росло недовольство. Высшее духовенство роптало на засилье светского чиновничества; рядовые священники — на деспотизм архиерейской власти. В своем большинстве приходское духовенство было задавлено нуждой и имело невысокий уровень подготовки. Основную свою задачу оно видело в исполнении обрядов и слабо вело проповедь, недостаточно разъясняло народу нравственные устои религии. Неутоленная потребность в религиозном наставлении заставляла верующих совершать далекие путешествия к монастырским старцам или обращаться к старообрядцам, среди которых было немало умелых проповедников.

Страницы: 1 2 3 

Исторические предпосылки и цели внешней политики Петра Первогою Исторические предпосылки преобразований Петра Первого
Предпосылками реформ Петра 1 являются два важных аспекта: объективное отставание России от стран Европы и личность Петра 1, сумевшего взять на себя ответственность принятия столь кардинальных решений. Царствование Петра Первого началось в обстановке жестокой борьбы между двумя придворными группировками: бояр Милославских (родственников ...

Взгляды Пушкина и декабристов на русское самодержавие
"Свобода! Равенство! Братство!" - лозунг декабристов. Декабристы - это русские дворянские революционеры. Они мечтали о свободной, сильной, просвещенной России, о сокрушении феодально-крепостнической системы и неограниченного самодержавия, о наступлении в России царства закона и справедливости. Они думали о необходимости акти ...

Первый основной этап войны.
Союзные силы вначале включали Россию, Францию, Великобританию, Сербию, Черногорию и Бельгию и обладали подавляющим превосходством на море. Антанта располагала 316 крейсерами, а у немцев и австрийцев их было 62. Но последние нашли мощное средство противодействия – подводные лодки. К началу войны армии Центральных держав насчитывали 6,1 ...