Русская православная церковь в первой половине XIX вСтраница 2
В последующие годы, когда старца давно уже не было в живых, память о нем продолжала привлекать в Сэров богомольцев. Саровская пустынь (в Тамбовской губернии) стала одним из всероссийских религиозных центра. А Серафим, причисленный церковью к лику святых, стал первым в плеяде знаменитых старцев XIX в., религиозных учителей и наставников.
Положение белого духовенства, особенно сельского, было трудным. Священники и низший клир в основном «питались от алтаря», т. е. за счет платы за крещение, венчание и другие обряды. Сельское духовенство имело небольшие земельные наделы. Образ жизни деревенского священника мало отличался от крестьянского. Священники сами пахали землю, терпели унижения и обиды от помещиков. Митрополит Платон (Левшин), занимавший московскую кафедру на рубеже XVIII—XIX вв., с сожалением говорил, что он застал свое духовенство в лаптях, да так и не успел обуть его в сапоги и ввести в гостиные.
При Александре I духовно-учебные заведения были объединены в одну систему. В то время в России действовали три духовные академии: Киевская, Петербургская и Московская, преобразованная из Славяно-греко-латинской академии. В 1842 г. была открыта духовная академия в Казани. В каждой епархии были созданы семинарии (средние духовные учебные заведения). Но лишь к середине века власти добились того, что на должности приходских священников стали назначаться только люди с образованием не ниже семинарского.
Филарет, митрополит московский. В начале века обер-прокурор Синода князь А. Н. Голицын обратил внимание на ученого монаха Филарета, профессора Петербургской духовной академии. Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов, 1782—1867) родился в Коломне, в семье дьякона, в 1808 г. постригся в монахи. Даровитый и образованный, он произносил яркие проповеди, писал стихи духовного содержания. Надолго запомнилось его слово на смерть Кутузова, произнесенное в 1813 г. Филарета пригласили выступить с проповедью в дворцовой церкви. Там он в осторожной форме осудил роскошь. Придворным это не понравилось, и проповедь успеха не имела.
Тем не менее Голицын продолжал покровительствовать Филарету, который стал тверским архиепископом и членом Синода. В 1821 г. его перевели на московскую кафедру. Когда Голицын не поладил с Аракчеевым и был отставлен, попал в немилость и Филарет. Его вывели из Синода. Он удалился в Москву, где работал над переводом на русский язык книг Священного Писания.
В 1826 г. Филарет был возведен в сан митрополита и вновь стал членом Синода. Ему, однако, не понравилось, что обер-прокурор Синода И. А. Протасов, гусарский полковник, решал все дела сам, а с Синодом мало считался. Не мог примириться Филарет и с тем, что Третье отделение следило за архиереями. Консервативное большинство Синода отвергло предложение перевести Библию на русский язык. Филарет, оказавшийся в меньшинстве и в изоляции, попросился назад в свою епархию. Разрешение отбыть в Москву означало новую опалу.
С тех пор Филарет, оставаясь убежденным монархистом, невзлюбил сановный Петербург, вездесущее чиновничество, самоуверенных бюрократов, которых он, случалось, осаживал с холодной учтивостью. В Москве передавался из уст в уста рассказ о том, как попросил он спеть «на восьмой глас» полицейского генерала, вздумавшего «исправить» службу в одной из церквей.
Однако долгое николаевское царствование наложило отпечаток и на Филарета. Его либерализм все более оставался в прошлом. Главная проблема, считал он, заключается во внутреннем возрождении человека, а не во внешних реформах. Такой подход привел его к отрицанию перемен. Он предостерегал против женского образования, против отмены телесных наказаний. В своей епархии Филарет был склонен к деспотическим методам управления.
Преследования старообрядцев. Старообрядчество не было единой организацией. Оно разделилось на два направления — признающих священников и не признающих. Первых звали «поповцами», вторых — «беспоповцами». Вторые разбились на множество толков и согласий. Первые держались сплоченнее, но у них не было своих епископов и некому было рукополагать (возводить в сан) священников. Старообрядцы переманивали священников из официальной церкви.
После смерти «старца»
После смерти Распутина царь и царица были напуганы и растеряны. У них уже не было их Друга, советника, защитника и заступника перед лицом божьим. Они уже тогда чувствовали свою близкую гибель. Желая отдать последние почести отцу Григорию, царская семья, вопреки своему обыкновению, не поскупилась на погребение «старца»
Его забальзамиров ...
Подготовка сил к войне и мировая общественность
Англия стала готовиться к мобилизации сухопутных сил за два с половиной года до начала войны. В мае 1897 г. мобилизационный комитет приступил к обсуждению вопроса о сроках мобилизации и к разработке ее проведения. В начале 1899 г. английские войска в Южной Африке были немногочисленны. После провала Блумфонтейнской конференции английское ...
Участие Греции в Балканских и Первой мировой войнах
Программа Венизелоса по реформированию политической и хозяйственно-экономической жизни тесно переплеталась с его реформаторской деятельностью и во внешнеполитической области. Для Греции ее положение в системе международных отношений и связей играло ведущую роль, так как уже с момента образования новогреческой государственности определил ...