Образование и наука в первой половине XIX вСтраница 1
Начало XIX в.— время культурного и духовного подъема в России. Отечественная война 1812 г. в небывалой степени ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Произошло сближение с русским народом других народов России. Культурному подъему содействовала политика «просвещенного абсолютизма» Александра I.
Университеты, гимназии, школы. К началу XIX в. в России был один университет — Московский. Согласно указу 1803 г., страна была разделена на 6 учебных округов, в каждом из которых намечалось основать университет. В 1804 г. был открыт Казанский университет, а в 1805 г.— Харьковский. В 1819 г. начал действовать Петербургский университет и в 1834 г.— Киевский (Святого Владимира). В самом большом университете, Московском, в 1811 г. училось всего 215 студентов, в 1831 г. их было 814. Николай I запретил принимать в университеты детей крепостных крестьян. Уровень знаний, близкий к университетскому, давали лицеи — Царскосельский под Петербургом и Демидовский в Ярославле. Лицеи в основном сохраняли сословно-дворянский характер.
В 1815 г. известная армянская семья Лазаревых основала в Москве Институт восточных языков и содержала его на свои средства в течение ста лет. Лазаревский институт многое сделал для знакомства России с культурой Востока, для подготовки дипломатов, направляемых в восточные страны.
К началу XIX в. в России было только одно высшее учебное заведение технического профиля — Горный институт в Петербурге. При Александре I был открыт Лесной институт. Николай I покровительствовал инженерно-техническому и военному образованию. При нем были открыты Технологический институт в Петербурге, Техническое училище в Москве, Академия Генерального штаба, Инженерная и Артиллерийская академии.
Средние учебные заведения (гимназии) по указу 1803 г. предполагалось открыть в каждом губернском городе. Но это сделано было не сразу. В 1824 г. в России действовало 49 гимназий. На всю Сибирь была только одна гимназия. Через 30 лет число гимназий дошло до 77. В Сибири стали действовать три гимназии (в Тобольске, Томске и Иркутске). Многие дворянские дети воспитывались в частных пансионах или домашними учителями. Гувернерами обычно были французы или немцы. Оставшиеся в России солдаты и офицеры «Великой армии» воспитали целое поколение русских дворян.
Продолжалось развитие системы женского образования, основы которой были заложены при Екатерине II. Новые институты для дворянских дочерей были открыты в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Саратове, Иркутске и т. д.
Сильно отставало развитие начального образования. Церковь, некоторые помещики, отдельные ведомства (прежде всего Министерство государственных имуществ) открывали кое-где школы для детей из народа. Но единой системы начального образования не было. Значительная часть городского населения была грамотной (хотя неграмотные встречались даже среди дворян). Среди крестьян грамотность составляла около 5%.
Русская наука. Первая половина XIX в. была плодотворным временем для развития русской науки. Профессор Казанского университета Николай Иванович Лобачевский (1792—1856) создал новую, неевклидову геометрическую систему. В Казанском университете в те годы работал и другой выдающийся русский ученый — Николай Николаевич Зинин (1812—1880). Ему удалось осуществить синтез анилина — органического красителя для текстильной промышленности. Прежде его добывали из индиго, растущего в южных странах. Зинин же получил анилин из каменноугольного дегтя. Это был один из первых крупных успехов в развитии органической химии.
Избрание Павла I Великим Магистром
Захват французами Мальты в 1798 г., потеря почти всего достояния Ордена и его казны, как и позорный акт о капитуляции были вменены в вину Фердинанду фон Гомпешу. Многие рыцари Ордена, принадлежавшие к различным приорствам и «языкам» отправились в поисках убежища во владения своего Протектора – в Россию.
15 августа 1798 г. кавалеры и са ...
Оборона побережья в октябре–декабре 1942 года.
Оборона побережья Новороссийской базы осуществлялась частями 56-й и 47-й армий и морской пехоты, береговыми батареями, ранее выставленными минными заграждениями, силами охраны водного района, бригады торпедных катеров и авиации флота. Перед этими силами стояла задача прочно оборонять от возможного вражеского десанта район побережья от м ...
Создание марионеточной государственности на оккупированной территории
Проводя массированные наступления на основные политические и экономические центры Китая, захватив огромные территории, японские агрессоры вскоре столкнулись с проблемой «освоения» захваченных территорий в связи с затяжным характером войны, к которому они не были готовы. Масштабы оккупированной части Китая явно не соответствовали военным ...

