Заключение

История » Смутное время » Заключение

После Смуты новый всплеск выступлений городских крестьянских низов последовал в середине столетия. Уже восстание москвичей 1648 г. оказалось столь серьезным (город на некоторое время оказался в руках восставших), что заставило Алексея Михайловича удовлетворить их требования, выдать некоторых ненавистных бояр на растерзание народу. Летом - осенью 1648г. восстания и волнения охватили 10 городов (Козлов, Сольвычегодск, Курск и др.). В 1650г. вспыхнули восстания в Новгороде и Пскове.

В 1662 г. в Москве разразился Медный бунт, вызванный взысканием правительственных недоимок за прошедшие годы и выпуском (для покрытия военных расходов) медных денег, которыми заменяли серебряные, в результате чего цены выросли во много раз. Бунт в Москве удалось подавить. Но от дальнейшего выпуска медных денег пришлось отказаться.

Городские восстания середины века оказались прелюдией крестьянской «войны» под предводительством С.Г. Разина 1670 - 1671 гг. Зачинателем ее стало донское казачество, а сам Разин поднимал народ против «изменников бояр», выступал от имени Алексея (сына царя Алексея Михайловича), к тому времени уже умершего. Крестьянская «война» охватила обширные районы Дона, Поволжья, Приуралья, нашла отклик на Украине. Восставшие сумели захватить Царицын, Астрахань, Саратов, Самару и другие города. Однако под Симбирском С. Разин был разбит царскими войсками, а затем выдан зажиточными казаками и казнен.

Трудно оценить реальное значение народных восстаний для дальнейшего развития страны в XVII в. По-видимому, они отчасти играли роль какого-то ограничителя эксплуатации и злоупотребления властей, но в целом - еще больше подталкивали централизацию и укрепление госаппарата.

Хубилай и его советники
Даже на этой начальной стадии своей политической деятельности Хубилай уже прислушивался к китайским советникам. На протяжении всей своей жизни он не оставлял без внимания советы христиан-несториан, тибетских буддистов и мусульман из Средней Азии. Первые его советники представляли совершенно разные традиции. В 1242 г. Хубилай призвал ко ...

Деспотизм русского самодержавия
Миф об изначальном деспотизме самодержавия, извечном репрессивно-террористическом характере внутренней политики России (в отличие якобы от Западной Европы) довольно распространен в отечественной и зарубежной историографии истории государства и политологии либерального и крайне левого толка. Постоянное ужесточение уголовного права Моско ...

Деформация черепов
Упомянутая выше "катакомбная культура" характерна не только распространением изделий из металла и людей арменоидного типа, но и ещё одним странным явлением — деформацией черепов. О такой деформации писал еще Гиппократ в V-ом в. до н.э. Он рассказывает о некой этнической группе "макроцефалов", жившей где-то на восточ ...