Протестантские школы
Страница 1

Со второй половины 16 в. намечаются изменения в системе образования. Значительное влияние на развитие просвещения конца 16 –середины 17 в. оказало реформационно-гуманистическое движение, которое содействовало прогрессивному развитию школьных традиций. В этот период на территории Беларуси появляются наиболее прогрессивные для того времени братские и протестантские школы. Сеть кладовка: online ваша кладовка www.skladovka.ru.

Протестантское движение на Беларуси выдвинуло ряд выдающихся деятелей. Последователем Лютера и активным проповедником его идей становится Авраам Кульва. Он проповедовал идеи лютеранства в Вильни (с 1539 г.) и др. городах, распространял книги, организовал школу, в которой было подготовлено около 60 проповедников лютеранства. Кроме него, лютеранские идеи в Беларуси с 1550 г. распространял Ян Винглер. Что касается просвещения и образования, то в этом направлении ими высказывались предложения, что все дети должны учиться. В качестве учебных дисциплин должны преподаваться не только религия, языки, но и диалектика, риторика, математика, история, музыка, природоведение.

В лютранских школах преподавался катехиз, грамматика, арифметика. Большое внимание обращалось на изучение языков. Значительное место придавалось польскому языку. В школах для белорусов изучался “русский”( белорусский) язык. Однако лютеранство на Беларуси не было широко распространено и школах этой направленности существовало немного.

Организовывали свои школы и кальвинисты. Это делала практически каждая община. Они издавали книги, содействовали изучению родного языка. Самое главное отличие протестантских школ от католических заключалось в содержании обучения. В протестантских школах обращалось внимание на изучение математики, истории, географии, природоведения. В 70-е гг. 16в. в Беларуси насчитывалось 163 кальвинистских собора, при которых существовали школы (Бресте, Несвиже, Минске и др. гор.).

В начальной школе было 3 наставника: ректор, его помощник и кантор. Кроме названных выше дисциплин давались знания по белорусскому, латинскому языкам, изучался катехизис.

Одной из наиболее известных кальвинистских школ была Виленская, созданная в серед. 16 в. По уровню знаний эта пятиклассная школа приравнивалась к гимназии. Одно время школу даже хотели преобразовать в университет. С 1558 по 1560 гг. тут преподавал катехизис Симон Будный.

Известна была также кальвинистская школа в Слуцке, созданная в 1617 г. Яна являлась своего рода гуманитарным лицеем. Основными предметами в школе являлись: филологические науки, математическим уделяли значительно меньше внимания. Изучали латинский и греческий языки (их считали основными во всей системе образования и изучали с начального до старшего класса)и литературу (Вергилия, Горация, Теренция, Цицерона), также изучались польский, немецкий, древнееврейский языки, этика, риторика, история, право, математика, физика. В старшем классе большее внимание уделялось истории и логике.

В 1628 г. был издан статут этого учебного заведения, авторами которого стали учителя данной школы. В него было внесено: распорядок занятий, сетка часов, программа 4 классов, обращение к читателю, краткая аннотация занятий, методические рекомендации, описание внеклассных занятий, правила для учителей и учеников. В статуте также описывалась методика опрашивания и аттестации. В ответах учеников более всего ценилась самостоятельность выводов и оценок. Между учениками проводились состязания. В младших классах ученики соревновались в цитировании слов и афоризмов, чтении псалмов, в написании букв. В старших для данной цели проводились театральные представления.

Время обучения в каждом классе - 2 года, классов насчитывалось 4 – причем, четвертый – младший, третий – средний, второй и первый – старшие.

Большинство учеников Слуцкой школы становились после окончания кальвинистскими священниками. Наиболее способные поступали в европейские университеты и после этого работали преподавателями кальвинистских школ.

Страницы: 1 2

Суть концепции «Москва – Третий Рим»
Автор теории, вошедшей в историю политической мысли под названием “Москва – Третий Рим”, был иосифлянином по своей идеологической направленности. Его учение развивало и уточняло главные иосифлянские идеи о природе царской власти, ее назначении, взаимоотношении с подданными и церковной организацией. О самом авторе, монахе (или, может бы ...

Переход к удельной раздробленности (вторая половина XI — начало ХП в.)
«Очередной» порядок престолонаследия. Умирая, Ярослав Мудрый разделил территорию державы между пятью своими сыновьями и племянником от умершего старшего сына Владимира. Он завещал наследникам жить в мире и любви и слушаться во всем старшего брата Изяслава. Такой порядок передачи престола к старшему в роду, т.е. от брата к брату, а после ...

Внешняя и внутренняя политика императрицы Елизаветы
Внутренняя политика Елизаветы подразделяется историками на два периода. Первый приходится на 40-е, а второй – на 50-е годы. Начало правления Елизаветы, проходившее под лозунгами возврата к политике отца, характеризуется стремлением пересмотреть и отменить все то, что было сделано после смерти Петра. Кабинет министров был уничтожен, а Се ...