Центры торговли в 16 веке. Города
Страница 2

История » Средневековая Москва - быт, торговля, ремесло » Центры торговли в 16 веке. Города

Тяглое население большого города делилось на сотни (иногда полусотни) и слободы. Часто сотни были не только территориально - административными единицами, но и организациями, объединявшими близкие по характеру деятельности группы ремесленников и торговцев.

Москва была главным центром не только внутри русского рынка, но и обмена с иностранцами. Царя не без основания называли первым купцом страны. Царская казна заключала сделки с иностранными купцами на большие суммы денег и имела право отбора лучших товаров. В Москве жили крупнейшие русские купцы, обладавшие значительными капиталами. Наконец, в Москве были более, чем в других местах, обострены классовые и социальные противоречия, что нашло, в частности, выражение в московском восстании 1648 года.

Численность населения Москвы в 17 веке можно установить лишь приблизительно. Она составляла около двухсот тысяч человек и в разные периоды была различной: частые пожары и эпидемии сопровождались огромными жертвами. В 1654 году во время эпидемии чумы погибло больше половины жителей слобод. Однако город неуклонно разрастался, так как в Москву стремились крестьяне и ремесленники из окрестных мест. Город прочно удерживал славу самого крупного центра ремесла и торговли страны. Специалисты более чем 250 ремесленных профессий жили и работали в Москве, производя свою продукцию, как на заказ, так и на рынок. Развивались слободы, находившиеся в ведении казны - каменщиков, кирпичников и других, а также обслуживавшие царский дворец - ткачей, оружейников, ювелиров. Кузнецы выпускали самую разнообразную продукцию: от гвоздей и топоров до военных доспехов. Кольчуги, замки к ручному огнестрельному оружию становились произведениями искусства. До наших дней дошли имена специалистов меднолитейного, серебряного, золотого ипушкарного дела, например Дмитрий Сверчков, изготовивший меднолитейный шатёр для Успенского собора Кремля и золотивший голову колокольни Ивана Великого. Резчики по дереву создавали шедевры мирового масштаба, такие как деревянный дворец в Коломенском и иконостас Новодевичьего монастыря. Даже обычные вещи - блюда, ковши, ларцы и сундуки украшались надписями, становились произведениями искусства.

Страницы: 1 2 

Введение опричнины, её сущность
Проводимые реформы, ограничивающие власть феодалов стали встречать их сопротивление, несогласие с царской политикой, неподчинение воле царя. Проблемы централизации и укрепления власти, борьбы с оппозицией требовали от царя решения об установлении в стране диктатуры и сокрушения оппозиции с помощью террора и насилия. Между тем позиция д ...

Устное народное творчество. Язык. Литература
Народная культура нашла свое яркое отображение в песнях, думах, сказках, легендах, поверьях, пословицах, поговорках. Исторические песни и думы славили героическую борьбу украинского народа против феодалов и иноземных захватчиков. О нападениях орд турецких и татарских феодалов рассказывают грустные песни «Волыночка», «Дунай, Дунаю, чему ...

Борьба с космополитизмом в СССР
Послевоенные идеологические кампании получили довольно широкое освещение в современной научной литературе, а также значительный общественный резонанс. Последние десятилетия вопрос борьбы с космополитизмом в СССР в 1945 – 1953 годы довольно часто обсуждался, получая, неоднозначные, иногда весьма радикальные оценки. Несомненно, что кампан ...