Введение. Краткая характеристика эпохи

История » Средневековая Москва - быт, торговля, ремесло » Введение. Краткая характеристика эпохи

16 век - период демографического и хозяйственного подъема, выразившегося в росте народонаселения, увеличении массы драгоценного металла на денежном рынке (благодаря все возраставшему притоку золота и серебра из испанских владений в Америке и улучшению технологии добычи серебра в Германии), расширении международной торговли, росте продуктивности сельского хозяйства, расширении промышленности, улучшении условий жизни основной массы населения.

Эта эпоха стала важным переломным этапом и в истории России. Завершается процесс складывания единого государства, перешагнувшего рамки Великого княжества Московского. За время княжения Ивана III (1462-1505) и Василия III (1505-1533) страна увеличилась в 6 раз, превзойдя территорию Франции примерно в 5 раз, численность населения выросла с 2-3 до 7 млн.

Основным занятием трудового населения России 16 - первой половины 17 века было сельское хозяйство. Важнейшую роль в сельскохозяйственном производстве играло скотоводство. Продукты животноводства занимали второе после хлеба место среди товаров, поступавших на внутренний рынок страны. Из промыслов, тесно связанных с крестьянским хозяйством, большую роль играли бортничество, рыболовство и охота. Промыслом, требовавшим значительного уровня развития техники, была солеваренная промышленность.

В 16 - первой половине 17 века в России развивались многие ремесла: черная и цветная металлургия, деревообработка, производство машин, механизмов и средств передвижения, строительство, текстильное, кожевенное, гончарное и стекольное производства, обработка кости, химические и художественные промыслы, ювелирное дело. Со второй половины 16 века начинается книгопечатание, производятся первые опыты по производству бумаги.

Успехи в ремесленном производстве, особенно в металлургии, обработке дерева и цветных металлов, способствовали прогрессу техники и росту производительности труда в сельском хозяйстве.

В основе производственных отношений в русской деревне лежала феодальная собственность на землю. Различались земли частновладельческие, церковно-монастырские, дворцовые и черносошные. Класс феодалов состоял из двух основных сословий: светских и духовных землевладельцев. Законодательное установление крестьянской крепости в 90-х годах 16 века способствовало сближению всех категорий феодального землевладения, ибо оно усилило и юридически оформило неполную собственность землевладельца на личность непосредственного производителя, а следовательно, увеличило его права собственности и на крестьянские земли. Развитие феодализма вглубь, усиление внеэкономического принуждения крестьян привело к ограничению их прав личности и к постоянно возраставшему подчинению феодалу вплоть до временного (с 1581 г.), а затем и бессрочного запрещения крестьянского выхода.

Однако, на фоне углубления феодализма, с конца 15 и особенно в 16 веке Россия все более широко вовлекается в орбиту общеевропейской политики и торговли.

Похищение Буковины /1775 г./.
Австрийцы стали требовать у султана вознаграждения за то, что отвели от турок русскую опасность. Высокопоставленные сановники начали торг при Османской Порте, в результате чего австрийцы без единого выстрела добились аннексии большей части Молдовы, которую стали именовать Буковиной. Ещё до того, как они добились подписи турок на догово ...

Создание марионеточной государственности на оккупированной территории
Проводя массированные наступления на основные политические и экономические центры Китая, захватив огромные территории, японские агрессоры вскоре столкнулись с проблемой «освоения» захваченных территорий в связи с затяжным характером войны, к которому они не были готовы. Масштабы оккупированной части Китая явно не соответствовали военным ...

Религиозные верования
В пантеоне майя были представлены боги земли, дождя, ветра, молнии и прочих природных сил и явлений. С четырьмя сторонами света ассоциировались чаки, четыре бога дождя. Их необходимо было задабривать, чтобы они не наслали ливень и град. В религии майя не присутствовало христианских концепций греха, наказания и искупления – она была пред ...