Петр Первый. Приемники Абсолютизма
Страница 1

История » Эволюция Российской монархии » Петр Первый. Приемники Абсолютизма

Петр Первый был не просто наследственным монархом, а самым настоящим харизматическим лидером нации, обладавшим особым престижем в глазах элиты. Именно это позволило ему провести радикальную насильственную ломку патриархальных устоев страны, осуществить ее модернизацию и европеизацию, сохранив власть на протяжении всей своей жизни. Политический режим правления Петра Великого, бесспорно, окрашен яркой личностью этого монарха и справедливо может быть выделен в качестве самостоятельного и вполне сформировавшегося. Этот режим власти положил начало становлению относительно новой политической системы - абсолютной монархии, прообраз которой был дан Иваном Грозным в период опричнины. С различными вариациями, выразившимися в функционировании тех или иных политических режимов, система абсолютной монархии просуществовало вплоть до 1917 года.

К первой четверти XVIII в. относится окончательное утверждение и оформление абсолютизма в России. Оно связано с радикальными преобразованиями всей политической системы государства, предпринятыми Петром I.

В результате реформы государственного управления сложилась новая вертикаль центральных учреждений: император — Сенат как исполнительно-распорядительный орган — коллегии как общегосударственные исполнительные органы, ведающие наиболее важными сферами государственного управления. Деятельность Сената и коллегий регламентировалась строгими правовыми нормами и должностными инструкциями. В этой вертикале власти четко осуществлялся принцип подчиненности низших учреждений высшим, а замыкались они на императоре.

С началом Северной войны государственная машина оказывается все менее и менее способной выдерживать все увеличивающийся груз проблем. Уездная администрация оказывалась беспомощной в обеспечении выполнения населением уездов различного рода повинностей (рекрутских, натуральных, отработочных), в сборе налогов.

Губернская реформа 1708— 1710 гг. изменила систему местных органов власти. Было ликвидировано местное самоуправление, а во главе всех административно-территориальных единиц были поставлены лица, несущие государеву службу и получающие за нее жалование — губернаторы, провинциальные комиссары, уездные и волостные воеводы. Принцип взаимодействия этих представителей власти на местах тот же — подчиненность снизу доверху.

Образованием губерний наносился мощный удар по традиционной приказной системе управления. Появление губерний влекло за собой ликвидацию территориальных приказов. Ряд общероссийских приказов (Поместный, Земский, Ратуша и др.) трансформировался в отделения Московской губернской канцелярии, поскольку ранее властные полномочия этих приказов охватывали главным образом густонаселенный Центр, который теперь оказывался в составе внушительной по масштабам Московской губернии.

Совершенно очевидно, что реформа местного управления подчинялась военной необходимости. Преобразованное управление, прежде всего, нацеливалось на всемерное удовлетворение военных потребностей. При определении губернских бюджетов учитывались важнейшие статьи общегосударственных расходов: дипломатия, армия, артиллерия, флот. Соответствующие расходы пропорционально возлагались на ту или иную губернию. Кроме того, в феврале 1711 года было решено разделить по губерниям полки. В каждом полку имелся свой губернский комиссар, отвечавший за обмундирование, припасы, штатное наличие людей, лошадей. В его ведении находилась полковая касса, в которую вливались налоговые поступления из губернии, к которой был приписан соответствующий полк. Упомянутые выше губернские комиссары выступали в качестве низших чиновников кригс-комиссариатской конторы. Возглавлявший последнюю обер-штерн-кригс-комиссар обычно пребывал в действующей армии, но самый институт кригс-комис-сариата существовал при Сенате. Обратим внимание на то, что появилась кригс-комиссариатская контора весной 1711 года, когда был создан и Сенат. С образованием Сената губернии были поставлены в подчинение последнему, также как и важнейшие из оставшихся приказов, ведавших вооруженными силами, внешней политикой. Оформившаяся к 1711 году военно-административная система, вне сомнения, способствовала достижению победы в Северной войне.

Страницы: 1 2 3 4

Общественно-политическое развитие России в первой пол. XIXв.
Первые тайные общества появились в России на рубеже XVIII-XIX вв. Они имели масонский характер и их участники разделяли либерально- просветительскую идеологию. Тайное общество декабристов - Союз спасения возникло в феврале 1816 г. Инициатором создания его был 23 -летний полковник генерального штаба А.Н. Муравьев. В общество первоначаль ...

Галицко-Волынское княжество
Галицко-Волынское княжество сформировалось на основе земель бывшего Владимиро-Волынского княжества, которое располагалось на западных и юго-западных границах Руси. В XI–XII вв. Владимире-Волынском правили второстепенные князья, направляемые сюда великими киевскими князьями. Свою службу здесь в качестве наместника великого князя Святосла ...

Характеристика работ А.И.Маркевича посвященные археологическому и историческому прошлому Тавриды. Анализ работы А.И.Маркевича "Памятники древности Крыма, их изучение и судьбы"
Огромное значение для истории и краеведения Крыма имеет работа А.И. Маркевича "Судьбы памятников древности в Тавриде". Структурно данная работа А.И. Маркевича состоит из трех разделов, которые рассматривают степени сохранности древних сооружений Крыма в различные исторические периоды. В данной работе А.И. Маркевича дается хара ...