Крещение Руси.
Страница 3

История » Крещение Руси » Крещение Руси.

Политический фон крещения Руси. В те времена Византия являлась самой влиятельной и могущественной империей, и многие государства стремились наладить отношения с ней.

Тяжелое военное поражение и еще более болезненная потеря престижа в битве с болгарами 17 августа 986 году побудили Василия II пересмотреть политику Византии по отношению к болгарам. Контакты с Киевом были установлены вскоре после отступления из Болгарии, а спустя несколько месяцев, когда византийская аристократия, подстрекаемая неудачами императора, открыто выступила против Македонской династии, у Василия не было иного выхода, кроме как в корне пресечь ее политические амбиции.

Весть о тяжелом поражении армий Василия болгарами вызвала новый мятеж Варды Склира в декабре 986 года.

Во время переговоров между Василием и Владимиром обсуждались три проблемы: 1) принятие христианства Русью и ее правителем, 2) брак Владимира с багрянородной Анной и 3) военная помощь империи.

Было чрезвычайно важно точно установить даты выполнения достигнутых соглашений. Соглашение было достигнуто не позже чем в сентябре, что давало Владимиру достаточно времени набрать корпус для отправки на юг, как только для этого будут благоприятные условия, а именно, в конце апреля или в мае, когда благодаря высокому уровню воды будет возможным относительно легкое продвижение тяжело груженных военных кораблей. Движение вниз по Днепру заняло бы от двадцати до тридцати дней, каботаж по Черному морю - шесть дней. Быстроходная военная флотилия могла пройти расстояние от Киева до Константинополя за двадцать шесть-тридцать дней и войти в Босфор в июне.

Выбор даты крещения Владимира и его подданных не представлял особого труда. Некоторые византийские послы остались в Киеве, чтобы подготовить и совершить обряд крещения до прибытия в Киев багрянородной Анны. Самое раннее, это могло произойти летом 988 г.

Поскольку обе стороны были кровно заинтересованы заключить соглашение, не откладывая, русское свадебное посольство должно было отбыть в Константинополь той же осенью. Договор должен был быть утвержден самим императором в присутствии русских послов. То, что они прибыли в столицу империи в октябре или, самое позднее, в начале ноября, может быть определено по тому факту, что весть об успешности матримониальных переговоров Владимира достигла дворов Западной Европы в январе 988 году.

Реконструируя последовательность событий, связанных с обращением Руси в христианство, невозможно не заметить некоторых совпадений с данными "Памяти и похвалы Владимиру", в которой сказано: "После же святого крещения блаженный князь Владимир прожил двадцать восемь лет. На второй год после крещения он ходил к днепровским порогам, а на третий - взял град Корсунь". Если эти 28 лет отнять от даты смерти Владимира (1015), то датой его обращения в христианство будет 987 год. Этот же самый год следует и из записи о том, что Херсонес был взят на третий год после крещения Владимира. Существует и другая запись в "Памяти и похвале .", также указывающая на 987 г., как на время принятия Владимиром христианства: "Крестился же князь Владимир в десятый год после убиения брата его Ярополка". Смерть последнего, согласно этому источнику, следует отнести к 978 году. 987 год как год крещения Владимира оказывается надежно обоснованным.

Страницы: 1 2 3 

Внутренняя политика и реформы Ивана IV
Годы боярского правления. После смерти в 1533 г. Василия III на великокняжеский престол вступил его трехлетний сын Иван IV. Фактически государством управляла его мать Елена, дочь князя Глинского выходца из Литвы. И в годы правления Елены, и после ее смерти (1538, есть предположение, что она была отравлена) не прекращалась борьба за влас ...

Первые известия о славянах.
Нашествие аваров – ветвь мировой экспансии. После ухода гуннских племен из степей, примыкавших к границе Небесной империи, в Восточной Монголии и Западной Манчьжурии сформировался союз кочевых племен, которые китайские летописи называли терминами сяньби или вей. Наиболее влиятельными в союзе были племена объединения жуань-жуаней и кида ...

Николай Михайлович Карамзин как историк и его методы исследования прошлого
Николай Михайлович Карамзин – выдающийся властитель умов России конца XVII начала XIX вв. Велика роль Н.М.Карамзина в русской культуре и сделанного им на благо Родины хватило бы не на одну жизнь. Он воплотил многие лучшие черты своего века, представ перед современниками, как первоклассный мастер литературы (поэт, критик, драматург, пере ...