Польские крестьяне-переселенцы и католические церкви

История » Поляки на Енисее » Польские крестьяне-переселенцы и католические церкви

С 1890 по 1918 гг. происходило насильственное и добровольное переселение из западных губерний. В Сибирь в поисках лучшей доли и свободных земель устремились польские крестьяне. Этот поток усилился в годы столыпинской аграрной реформы. Именно в этот период было образовано десять польских деревень и около 70 хуторов. Наиболее крупные из них д. Конок (1898) Красноярского уезда и д. Николаевка (1900) Канского уезда. К 1926 г. в них насчитывалось по 135 хозяйств и почти 700 жителей. Именно с этим явлением связано появление католических церквей в небольших поселках и деревнях Сибири.

Сразу после заселения новых участков в 1896-1897 гг. крестьяне-переселенцы католического вероисповедания начали ходатайствовать об образовании приходских участков и постройке католических церквей. Костелы были построены в Красноярске и Ачинске, деревнях Конок, Креславка, Лакино.

Христианская католическая религия и язык для поляков – фундаментальные ценности. Религия определяет национальную особенность - польскость, польский дух.

Эта религия - надгосударственная во все века, с 966 года (года крещения Польши), отстаивающая верховность духовной власти над светской. Принятием документа Дагоме Юдекс в X веке Польша объявлялась духовной провинцией Святого Престола во главе с римским епископом – папой. Жители Польши выделяли подушно по 1 денарию престолу Св. Петра. Верховным судьей поляки считали духовную власть. Религия учила, что человек верующий подобен Богу, личность человека и его душа священны. Поэтому поляк не терпит несвободы, насилия, лжи, нравственно брезглив и бесконечно предан своей Родине. Официально католическая церковь появилась в России в 1684 году. Царевна Софья разрешила построить в Москве католическую церковь с миссией иезуитов.

По переписи 1897 г. в Енисейской губернии насчитывалось 6342 католика; а из 5941 представителя польской национальности 5712 человек исповедовали католицизм, следовательно, большинство католиков в Сибири и в Енисейской губернии, составляли поляки[16].

Экономический упадок.  
Помимо политического произошел еще и экономический упадок. Румынские страны были истощены налогами. Появились новые подати: за дым (по числу дымоходов), вэкэритул (за рогатый скот), погонэритул (за виноградники) и т. д. Каждый господарь, зная, что его правление будет непродолжительным, стремился как можно быстрее обогатиться, истощая с ...

Взгляды Пушкина и декабристов на русское самодержавие
"Свобода! Равенство! Братство!" - лозунг декабристов. Декабристы - это русские дворянские революционеры. Они мечтали о свободной, сильной, просвещенной России, о сокрушении феодально-крепостнической системы и неограниченного самодержавия, о наступлении в России царства закона и справедливости. Они думали о необходимости акти ...

Реформы в социальной сфере.
В социальной сфере боярство стало наследным, то есть появились родовые титулы, наследуемые всеми потомками некогда занимавшего высокий государственный пост предка, и они освобождались от налогов. Торжественной клятвой в митрополии бояре заявили, что освобождают всех крепостных. Освобождение крепостных было самым значительным из всех ре ...