Польские восстания

История » Поляки на Енисее » Польские восстания

В России были свои пути и методы внутренней колонизации, начиная с XVI века. Разделы Польши между Пруссией, Австрией и Россией в 1772, 1793, 1795 годах – новый этап этого процесса. Польша исчезла с политической карты Европы, была экономически обескровлена. 62% ее земель с 45% населения отошли к России, на отнятых землях вводились законы и суды империи.

Предстояло переместить население за Урал и в дальние губернии (Пенза, Оренбург) и занять польские земли.

В XIX веке последовал ряд провокаций и, как реакция на них, восстания польского народа за независимость в 1831, 1848, 1863 годах. И так как эти восстания вспыхнули уже на российской территории, то рассматривались как бунты, мятежи. Бунтовщиков карали ссылкой, каторгой в Сибирь. В царскую казну поступали доходы от конфискации помещичьих земель, перехода в казну от административно-ссыльных. 1600 поместий было конфисковано в Царстве Польском и 1800 поместий в западных губерниях. Они были розданы, как и земли церквей и монастырей, русским помещикам и участникам подавлявшим восстания. В казну с XX века стали поступать доходы от колоний за Уралом. После 10 лет ссылки поляки переводились в сословие государственных крестьян. Они платили налоги. Поляки были заняты во всех отраслях хозяйства губернии: в золотодобывающей, железно-рудной, лесной промышленности, строили железные дороги, гужевые дороги и т.д.

С конца XVIII в. сибирские губернии постоянно пополняются тысячами каторжан и ссыльнопоселенцев из числа участников польских восстаний 1794, 1830—1831, 1846, 1863—1864 годов.

До 1830 года около сотни поляков (в основном политических ссыльных) проживало в Енисейской губернии[3]. Поляки – участники национально-освободительного восстания 1831 г. находились в ссылке до амнистии Александра II в 1855 г. Так в Сухобузимской волости Красноярского уезда в 1836 г. проживало 23 поляка ссыльнопоселенца. В Кежемской волости Енисейского уезда – 15 поляков, участников восстания 1831 года. В Ладейской волости в деревне Ладейка и селе Тертеж проживали в 1816 году 21 ссыльный католик и 58 лютеран[4].

С 1863 года началась самая большая ссылка в Сибирь от Пензы до Тихого океана. "Ссыльные поляки встречаются на большой дороге этапом в Сибирь… "Зрелище щемящее душу", - рассказывал в одной из газет местный житель". В колонию направляли бесплатную рабочую силу.

Россия на рубеже XVI-XVII вв. Смутное время
События рубежа XVI-XVII вв. получили, с легкой руки современников, название «смутное время». Время лихолетья затронуло все стороны русской жизни — экономику, власть, внутреннюю и внешнюю политику, идеологию и нравственность. Причины смуты заключались в обострении социальных, сословных, династических и международных отношений в конце пра ...

Лицейские годы
Внутренней, самой близкой отчизной, отчизной души Пушкина, был лицей, Царское Село. О них он вспоминал часто. Пушкина привезли в Царское Село 12 августа 1811 года, вскоре после того, как было объявлено о предстоящем открытии лицея. Привез его дядя, Василий Львович Пушкин, известный в свое время поэт, оказавший на юного Пушкина некоторое ...

Суть концепции «Москва – Третий Рим»
Автор теории, вошедшей в историю политической мысли под названием “Москва – Третий Рим”, был иосифлянином по своей идеологической направленности. Его учение развивало и уточняло главные иосифлянские идеи о природе царской власти, ее назначении, взаимоотношении с подданными и церковной организацией. О самом авторе, монахе (или, может бы ...