Стояние на Угре. Конец ордынского ига

Весной 1480 г. хан Большой Орды Ахмат отправился со своим войском на Москву, отказавшуюся в 1476 г. платить дань татарам. Дойдя до устья реки Угры монгольское войско было остановлено русской ратью. Русские военачальники перекрыли татарам броды и переходы через реку. Несколько дней шли бои за переправу через Угру, но все атаки ордынцев были отбиты. Татары отошли на две версты от р. Угры и встали в Лузе. Войска Ивана III заняли позиции на противоположном берегу. Началось «стояние на Угре».

Ахмат ждал помощи от польско-литовского короля Казимира IV. Иван III заключил соглашение со своими мятежными братьями Борисом Волоцким и Андреем Большим и, стремясь выиграть время в ожидании подхода их дружин, вступил в переговоры с ханом. Однако посольство русских успеха не имело. Периодически вспыхивали перестрелки, но на активные действия ни одна из сторон не решалась.

В конце октября князь Иван III приказал отвести русские силы от Угры к Боровску, чтобы там в благоприятной обстановке дать сражение, если ордынцы форсируют реку.

11 ноября 1480 г. хан Ахмат, не дождавшись помощи от литовцев и узнав, что в его глубоком тылу действует войско Ивана III, начал отступление. Во время зимовки в устье Донца, 6 января 1481 г., хан Ахмат был убит в столкновении с войском сибирского хана Ибака. Вскоре после этого начались междуусобицы, и Орда распалась на ряд самостоятельных ханств, с которыми Русское государство вело борьбу на протяжении XVI-XVIII вв.

Стояние на реке Угре ознаменовало окончательное падение татаро-монгольского ига. Московское государство стало суверенным не только фактически, но и формально.

Влияние диссидентов на общество и власть
Развитию диссидентства во многом способствовал «тамиздат» — издание за рубежом с последующей популяризацией зарубежным радиовещанием и распространением в СССР созданных вне рамок социалистического реализма, неподцензурных литературных произведений: Б.Л. Пастернак Доктор Живаго (1958); А.Д. Синявский. Суд идет (1959), Любимов (1963); В.С ...

Суть концепции «Москва – Третий Рим»
Автор теории, вошедшей в историю политической мысли под названием “Москва – Третий Рим”, был иосифлянином по своей идеологической направленности. Его учение развивало и уточняло главные иосифлянские идеи о природе царской власти, ее назначении, взаимоотношении с подданными и церковной организацией. О самом авторе, монахе (или, может бы ...

Второй основной этап войны.
12 декабря 1916 Центральные державы обратились к США с просьбой передать союзникам ноту с предложением о начале мирных переговоров. Антанта отвергла это предложение, подозревая, что оно было сделано с целью, развалить коалицию. Кроме того, она не желала говорить о мире, который не предусматривал бы уплату репараций и признание права нац ...