Политика императоров и их военные действия. Реформы Александра I.
Страница 2

История » Наполеон Бонапарт и Александр I » Политика императоров и их военные действия. Реформы Александра I.

Наряду с попытками решить важнейшие вопросы жизни России правительство Александра I осуществило крупные реформы в сфере народного образования. 24января 1803г. царь утвердил новое положение об устройстве учебных заведений. Территория России была разделена на шесть учебных округов, в которых создавались четыре разряда учебных заведений: приходские, уездные, губернские училища, а также гимназии и университеты. Первый этап реформ Александра I окончился в 1803г., когда стало ясно, что нужно искать новые пути и формы их осуществления.

1809—1812 гг. Этот этап связан с деятельностью Сперанского. По его проекту, предполагалось:

-осуществить принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

-создать систему представительных учреждений — выборных волостных, окружных, губернских дум, которую венчала бы Государственная дума, высший законодательный орган страны;

-функции высшей судебной инстанции передать Сенату;

- уточнить функции и порядок деятельности министерств, усилить их ответственность как высших органов исполнительной власти;

- учредить Государственный совет — совещательный орган при императоре, связующее звено между монархом и законодательными, исполнительными, судебными органами империи;

- у императора оставалась вся полнота исполнительной власти, он обладал исключительным правом законодательной инициативы, мог распускать Государственную думу, назначал членов Государственного совета;

- разделить все население России на три сословия: дворянство, «среднее состояние», «народ рабочий». Все сословия обретали гражданские права, а первые два — политические права.

Вопрос об отмене крепостного права не рассматривался, реформу предполагалось завершить к 1811г. Из предложенных Сперанским мер осуществлена была одна — в 1810 г. создан Государственный совет.

В 1818 г. царь поручил Н.Н. Новосильцеву разработать конституцию для введения ее в России. К 1820 г. была готова Уставная грамота Российской империи. Согласно этому проекту, Россия становилась федерацией, вводились гражданские права и свободы и ограниченное народное представительство. Учреждалась конституционная монархия.

В 1818 г. Александру I был подан подготовленный по его поручению проект отмены крепостного права. Его разработал ближайший сподвижник последнего десятилетия его царствования А.А. Аракчеев.

Оба проекта остались секретными, к их реализации Александр I даже не приступил. В 1820— 1821 гг. восторжествовал реакционный курс, обычно называемый аракчеевщиной. С планами реформ было покончено. Помещикам подтвердили право ссылать крестьян в Сибирь. Расширялись военные поселения, созданные в 1815—1819гг. Поселяне должны были соединять военную службу с земледельческим трудом. Муштра на плацу дополнялась мелочным надзором начальников, следивших за пахотой и севом. Военные поселения стали своеобразным символом последнего периода царствования Александра I.

Страницы: 1 2 

Советский средний танк Т-34
Т-34 – лучший танк второй мировой войны – был основным и, по существу, единственным средним танком Советской Армии на протяжении всей Великой Отечественной войны. Из воспоминаний бывшего гитлеровского лётчика о разгроме танками54-ой и 130-ой танковых бригад вражеского аэродрома. «Начинается безумие…Рёв танков и авиационных моторов сме ...

Даймлер и Бенц - основоположники автомобилестроения
Отрасль автомобилестроения была заложена в Германии, где в 1885 году Карл Бенц (Karl Benz) (1848-1929) сконструировал свою трехколесную "повозку с бензиновым двигателем". Тогда же Готлиб Даймлер (Gottlieb Daimler) (1834-1900) построил велосипед с мотором, а год спустя - "повозку" на моторной тяге. Задолго до них уже ...

История как наука
Проблематика 1. Понятие истории 2. Объект истории 3. Исторический факт 4. Предмет исторической науки: Подходы в истории 5. Периодизация истории Отечества 6. Функции истории Отечества 7. Особенности истории России Древние греки называли историю «наставницей жизни» – magistra vitae, а историка – «передатчиком времени». «Historia ...