Модернизация России в эпоху Петра ВеликогоСтраница 2
В первой четверти XVIII в. происходит коренная реорганизация вооруженных сил. В России создается мощная регулярная армия и ликвидируются поместное дворянское ополчение и стрелецкое войско.
В начале XVIII в. впервые в истории России на Дону и на Балтике был создан военно-морской флот, что по значению не уступало созданию регулярной армии. Строительство флота осуществлялось быстрыми темпами на уровне образцов военного кораблестроения того времени. Создание регулярных армии и флота потребовало новых принципов их комплектования. В основу была положена рекрутская система
Дворяне все обязаны были служить бессрочными солдатами и офицерами, кроме немощных и командированных на гражданскую службу. Из числа крестьян и горожан производились рекрутские наборы, которые особенно частыми были в начале Северной войны (1700—1721). В 1715 г. решением Сената была установлена норма наборов: один рекрут с 75 дворов владельческих крестьян и холопов. Система рекрутских наборов оказалась долговременной, просуществовав без изменений 170 лет
Отличительной чертой внешней политики России в первую четверть XVIII столетия была ее высокая активность. Войны были за выход к Балтийскому и Черному морям, что сталкивало Россию со Швецией и Турцией.
Готовясь к войне, Петр I в 1699 г. заключил Союз с Данией, Саксонией и Польшей. В 1700 г. Петр I подписал перемирие с Турцией и объявил войну Швеции (Северная война длилась 21 год). 30 сентября 1720г. в Ништадте был подписан мирный Договор. Россия получила Лифляндию, Эстляндию, Ижорские земли, часть Карелии и Моонзундские острова. Швеции была возвращена Финляндия и уплачена компенсация за приобретение территории. Таким образом Петр I прорубил «окно в Европу».
22 октября 1721г. Состоялось принятие царем титула «Петра Великого, отца Отечества и императора всероссийского»
Петр I сделал более организованной службу дворян, не более 1/3 служило в армии и флоте и не более 1/3 в гражданской службе. Вне служебных должностей все дворяне получили название Шяхетства. Вознаграждением за службу – земля отдавалась в вотчину (наследственную собственность). В 1714г. Вотчина и земли полученные за службу стали называться – поместьем. Увеличивалась власть дворян над крестьянами. Крестьяне продавались без земли. Петр I объединил крестьянство с холопством в один класс, зависимый от землевладельцев.
Петр соединил Петербург с центром государства водными путями — в 1706 г. был построен Вышневолоцкий канал. В 1725 г. было начато строительство обводного Ладожского канала, являющегося частью водной системы, соединяющей Волхов и Неву (закончен в 1732).
В области внешней торговли Петр I поставил задачу, чтобы русский вывоз получил преобладание над ввозом. Увеличение государственных доходов было достигнуто путем увеличения косвенных налогов и реформы прямой подати. В 1705 г. была введена казенная монополия на соль и табак. Придумывались новые источники доходов: пошлиной были обложены даже борода и усы.
В 1721 г. патриаршество было ликвидировано, учреждена Духовная коллегия (будущий Синод).
Внутренняя и внешняя политика СССР в 1965-1984 гг.
Вторая половина 60-х — середина 80-х годов были периодом нарастания негативных явлений во всех сферах жизни общества. Они проявлялись в стагнации экономики, росте оппозиционных настроений населения, падении авторитета СССР на международной арене. Принимаемые руководством страны меры по «совершенствованию» социализма не могли остановить ...
Судьбы жертв
политических репрессий.
Домой врывались неизвестные люди в военной форме, и, заламывали руки, увозили в неизвестном направлении, дома сжигали. Позже ползли слухи, что несчастная жертва "враг народа". С детьми и супругой "изменника Родины" сразу же перестали общаться. Их сторонились, как прокаженных.
Родственникам репрессированного было тру ...
Образование и наука второй половины XIX в.. Развитие образования.
Наследием крепостной эпохи "был крайне низкий уровень грамотности народа. Даже в Петербурге в конце 60-х гг. доля неграмотных (за исключением детей до семи лет) составляла 44%. В Москве по переписи 1871 г. неграмотных оказалось 55%. В губернских городах их процент повышался до 60—70, в уездных — до 70—80, в деревне грамотность была ...

