Периодизация Отечественной Истории

История » История Древней Руси » Периодизация Отечественной Истории

Со времени развития исторической науки учеными-историками разработано множество различных вариантов периодизации общественного развития. Древнегреческий поэт Гесаод (VIII—VII вв. до н.э.) делил историю народов на пять периодов; божественный, золотой, серебряный, медный и железный, утверждая, что от века к веку люди живут все хуже. Древнегреческий мыслитель Пифагор (VI в, до н.э.) в понимании истории руководствовался теорией круга, в соответствии с которой развитие идет по одной и той же колее: зарождение, расцвет, гибель. При этом вектор истории практически отсутствует.

Карл Маркс, исходя из принципа материалистического понимания истории, разработал вариант периодизации, положив в ее основу формационную концепцию. В соответствии с этой теорией история человечества предстает как последовательная смена общественно-экономических формаций (первобытно-обшинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической).

В отличие от К. Маркса западные ученые XX в. рассматривали исторический процесс как чередование одних и тех же «циклов» круговорота локальных цивилизаций. А. Тойнби, выделил 13 основных цивилизаций, которые развиваются независимо друг от друга, проходят в своем развитии одни и те же стадии: зарождение, расцвет, гибель.

Цивилизационный подход в поиске общих закономерностей исторического процесса основан на выявлении общности черт в политической, духовной, бытовой, материальной культуре, общественном сознании.

Выделяются три основных типа цивилизации.

Народы без идеи развития. Это первобытное состояние общества, для него характерны адаптация, гармония человека и природы, выраженное через табу. В настоящее время представлен отдельными племенами, сохранившимися в различных районах земного шара, например, в Австралии, Африке. Восточный (циклический характер развития). Для этого типа характерны переплетение прошлого и настоящего, сохранение религиозных приоритетов. Его отличают отсутствие ярко выраженных классовых различий. наличие кастовых общин, которые опираются на сильно централизованную власть. Прогресс в таком обществе идет циклами, замедленно. Европейский (прогрессивный). В его основе лежат идеи непрерывного развития. С распространением христианства этот тип становится общим для европейских стран. Для него характерны рационализм, рыночные отношения, классовая структура с активно действующими политическими партиями, наличие гражданского общества.

В 60-е годы XX в. американский ученый Уолт Ростоу разработал теорию стадий экономического роста. Он выделил пять стадий экономического роста: традиционное общество; период предпосылок или переходного общества; период «взлета» или сдвига; период зрелости; эра высокого массового потребления. В 70-е годы Ростоу дополнил свою схему шестой стадией. На этой стадии общество занято поиском путей качественного улучшения жизненных условий человека.

При построении общеисторической периодизации обычно учитываются такие критерии, как 1) господствующая форма социально-экономических отношений; 2) тип организации власти; 3) характер организации общества; 4) специфика культуры.

Россия и европейская международная политика после Ништадтского мира 1721-1725 гг.
После Ништадтского мира экономические и военно-политические интересы России на Балтике, Каспийском, Черном морях и восточноевропейском регионе определили основные линии внешнеполитического курса русского правительства. При всем их разнообразии и пространственной изолированности эти проблемы были взаимосвязаны, ибо разрешались они в рамк ...

Политические репрессии в Казахстане.
Массовые политические репрессии — одна из самых мрачных страниц в истории Казахстана. Советская власть практически превратила республику в тюремно-лагерный застенок, разместив на ее территории самые крупные лагеря — Карлаг, Степлаг, АЛЖИР, а также другие структуры ГУЛАГа — Главного управления лагерей. Официальная статистика свидетельств ...

Религия
Составной частью государственного устройства является идеология. У древних народов идеология воплощалась в религии, вере. «К моменту языческой реформы 980 года четкой системы богов у восточных славян, вероятно, еще не было».[6] В сохранившихся древних памятниках во времена, предшествовавшие христианизации, можно выделить несколько религ ...