Периодизация Отечественной Истории

История » История Древней Руси » Периодизация Отечественной Истории

Со времени развития исторической науки учеными-историками разработано множество различных вариантов периодизации общественного развития. Древнегреческий поэт Гесаод (VIII—VII вв. до н.э.) делил историю народов на пять периодов; божественный, золотой, серебряный, медный и железный, утверждая, что от века к веку люди живут все хуже. Древнегреческий мыслитель Пифагор (VI в, до н.э.) в понимании истории руководствовался теорией круга, в соответствии с которой развитие идет по одной и той же колее: зарождение, расцвет, гибель. При этом вектор истории практически отсутствует.

Карл Маркс, исходя из принципа материалистического понимания истории, разработал вариант периодизации, положив в ее основу формационную концепцию. В соответствии с этой теорией история человечества предстает как последовательная смена общественно-экономических формаций (первобытно-обшинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической).

В отличие от К. Маркса западные ученые XX в. рассматривали исторический процесс как чередование одних и тех же «циклов» круговорота локальных цивилизаций. А. Тойнби, выделил 13 основных цивилизаций, которые развиваются независимо друг от друга, проходят в своем развитии одни и те же стадии: зарождение, расцвет, гибель.

Цивилизационный подход в поиске общих закономерностей исторического процесса основан на выявлении общности черт в политической, духовной, бытовой, материальной культуре, общественном сознании.

Выделяются три основных типа цивилизации.

Народы без идеи развития. Это первобытное состояние общества, для него характерны адаптация, гармония человека и природы, выраженное через табу. В настоящее время представлен отдельными племенами, сохранившимися в различных районах земного шара, например, в Австралии, Африке. Восточный (циклический характер развития). Для этого типа характерны переплетение прошлого и настоящего, сохранение религиозных приоритетов. Его отличают отсутствие ярко выраженных классовых различий. наличие кастовых общин, которые опираются на сильно централизованную власть. Прогресс в таком обществе идет циклами, замедленно. Европейский (прогрессивный). В его основе лежат идеи непрерывного развития. С распространением христианства этот тип становится общим для европейских стран. Для него характерны рационализм, рыночные отношения, классовая структура с активно действующими политическими партиями, наличие гражданского общества.

В 60-е годы XX в. американский ученый Уолт Ростоу разработал теорию стадий экономического роста. Он выделил пять стадий экономического роста: традиционное общество; период предпосылок или переходного общества; период «взлета» или сдвига; период зрелости; эра высокого массового потребления. В 70-е годы Ростоу дополнил свою схему шестой стадией. На этой стадии общество занято поиском путей качественного улучшения жизненных условий человека.

При построении общеисторической периодизации обычно учитываются такие критерии, как 1) господствующая форма социально-экономических отношений; 2) тип организации власти; 3) характер организации общества; 4) специфика культуры.

СССР в период «оттепели»
В 50—60-е годы экономика страны динамично развивалась. Этому способствовали обновление и модернизация основных фондов в промышленности, укрепление материально-технической базы сельского хозяйства, расширение производства товаров народного потребления, освоение целинных земель, совершенствование системы управления. Немалое значение в до ...

Захват Мальты Бонапартом
Через полгода после утверждения Мальтийского ордена в России Мальта была захвачена французскими войсками под командованием генерала Бонапарта. В 1795 г. был заключен союз Англии, Австрии и России, направленный против Франции. Все же Россия не приняла прямого участия в военных действиях первой коалиции. Франция стремилась создать себе ...

Культурная история.
Человек в историко-культурном смысле существует в мире знаков, сами люди подвержены влиянию этого мира. Знаки в виде наследуемых культурой символов влияют на наше сознание и даже на сами способы мышления. "Мир может быть познан только в форме литературного дискурса", он открывается человеку "лишь в виде рассказов, наррати ...