Формирование общественно – политических Институтов. Государ­ственное и общественное устройство
Страница 2

История » Возникновение Древнерусского государства » Формирование общественно – политических Институтов. Государ­ственное и общественное устройство

Русская Правда говорит о различных общественных сословиях того времени. Большую часть населения составляли свободные общинники — людины, или просто люди. Они объединялись в сельскую общину — вервь. Вервь обладала определенной территорией, в ней выделя­лись отдельные экономически самостоятельные семьи. Вторая большая группа населения — смерды; это было несвобод­ное или полусвободное население княже­ского владения. Третья группа населения — рабы. Они известны под разными названи­ями: челядь, холопы. Челядь — раннее название, холопы — позднее. Русская Правда показывает рабов полностью бесправными. Раб не имел права быть свидетелем на суде; за его убийство хозяин не нес ответственности. Наказанию за побег подвергался не только раб, но и все, кто ему помогал.

Довольно большой группой населения Руси были ремесленники и купцы. Растущие города становились центрами развития ремесла и торговли. К XII веку насчитывалось свыше 60 ремесленных специаль­ностей; русские ремесленники производили более 150 видов железных изделий.

Имелись и такие группы населения, как мужи (дружинники) и изгои (люди, лишившиеся своего социального статуса).

Важнейшим условием функционирования государства являются нало­ги. В Киевской Руси они выступали в форме сбора дани (продуктами сельского хозяйства, промыслов и деньгами). Дань раскладывалась по погостам и взыскивалась с дыма — двора, рала — плуга, то есть с отдель­ных крестьянских хозяйств.

Присоединенные территории начинали рассматриваться верховными правителями как государственная собственность. Право на сбор дани с определенных территорий получали дружинники князя.

Страницы: 1 2 

Православные школы
Начальные православные школы организовывались при монастырях и соборах. Учились там, в основном, дети православного духовенства и богатых горожан. Школы содержались за счет церкви, подчинялись епископии и митрополиту. Главная цель обучения в школах такого типа – подготовка будущих представителей клира. Система обучения включала следующ ...

Географическое положение
Соседство леса и степи наложило глубокий отпечаток на русскую историю, на ментальность русского народа. Культура развивалась в тени лесов. В языческую пору это выразилось в религиозно-обрядовой практике – культе дерева и в долгом бытовании среди восточных славян пережитков охотничьей магии. Благодаря лесостепному соседству возникают про ...

III тыс. до н.э.
Распад индоевропейской зыковой общности в связи с миграциями человечества, образование балтославянской языковой общности ...