Становление и развитие систем ГХ в России

История » История развития городов » Становление и развитие систем ГХ в России

Более 1,5 тыс. лет назад территория Восточной Европы была населена славянскими племенами, которые стали создавать свои поселения на берегах рек и пересечении торговых путей. С течением времени эти поселения постепенно разрастались и стали выполнять некоторые городские функции. Но в города они превратились лишь в 19-20 веке, одновременно с возникновением древнерусского государства. Именно так возникли Киев, Смоленск, Новгород, Псков, и некоторые другие города на Руси. блок питания для шуруповерта 18в своими руками

В 19 в. развитие систем городского хозяйства приобретает широкий размах, хотя большинство технических новинок в данной сфере было впервые применено в городах Европы и Америки. Но и в крупнейших городах России оперативно осваивали новшества и внедряли их в жизнь. Так, уже в первой половине 19 в. в Петербурге, в Москве и некоторых других городах стало применяться газовое освещение улиц, появились первые виды общественного транспорта- омнибусы, использовались паровые двигатели в водопроводном хозяйстве, появились первые элементы благоустройства, несколько улучшилось санитарное состояние городов, в результате очистки территорий от грязи и мусора. Но в большинстве малых и средних городов перемены практически не ощущались.

При этом надо иметь в виду, что к началу 20 в. водопроводы имелись лишь в 20% городов. Среднее потребление воды в городах составляло не более 40 л/сут. На одного человека. Качество подаваемой воды во многих случаях было невысоким, т.к. 42% всех водопроводов не имели очистных сооружений. Канализационные системы с очисткой отводящихся токов имелись лишь в 23 городах. В целом в городах России канализационная сеть составляла лишь 18 % от общей длины водопроводной сети. В то же время, большое распространение имела ассенизация, которая существовала в 45% городах страны.

Первые электростанции появились в России в конце 19 в. и вскоре получили широкое распространение для обеспечения электричеством жилых и общественных зданий.

В 1891 г. первая трамвайная сеть стала функционировать в Киеве, затем появились трамваи в других крупных городах, заметно оживив городскую жизнь.

Замощение улиц и проездов в городах постепенно развивалось, но в целом находилось на низком уровне. Основную часть мощения составляли булыжные мостовые.

В развитие инфраструктуры городов вкладывались и бюджетные средства. Основными источниками доходов города на 1870 г являлись:

Сбор с недвижимых имуществ

Сборы с торговой и промышленной деятельности, с трактирного промысла

Доходы от городских (коммунальных) предприятий

Доходы от использования городского имущества

Пособия из государственной казны на покрытие обязательных расходов города.

Структура доходов городов постепенно менялась и, если в конце 19 в ведущее значение имели доходы от использования городского имущества и сборы с торговли, промыслов, трактиров, то уже в начале 20 в. наибольшую значимость стали приобретать доходы городских предприятий.

Таким образом, уровень развития городского хозяйства к началу 20 в. был недостаточен, но имел устойчивую тенденцию к развитию.

Образование и наука второй половины XIX в.. Развитие образования.
Наследием крепостной эпохи "был крайне низкий уровень грамотности народа. Даже в Петербурге в конце 60-х гг. доля неграмотных (за исключением детей до семи лет) составляла 44%. В Москве по переписи 1871 г. неграмотных оказалось 55%. В губернских городах их процент повышался до 60—70, в уездных — до 70—80, в деревне грамотность была ...

Реформы и контрреформы
Естественным продолжением отмены крепостного права в России были земская, городская, судебная, военная и другие реформы. Их основная цель — привести государственный строй и административное управление в соответствие с новой социальной структурой, в которой многомиллионное крестьянство получило личную свободу. Они стали продуктом стремле ...

Развитие систем ГХ в советский и постсоветский период
В начале 20-х годов в советском государстве был осуществлен переход к нэпу, суть этой политики заключалась в частичном возврате к рыночным механизмам. Определенное экономическое оживление и некоторое упорядочение общественной жизни создали условия для возрождения крупных городов и для восстановления городских хозяйственных систем. Для р ...