Становление и развитие систем ГХ в России

История » История развития городов » Становление и развитие систем ГХ в России

Более 1,5 тыс. лет назад территория Восточной Европы была населена славянскими племенами, которые стали создавать свои поселения на берегах рек и пересечении торговых путей. С течением времени эти поселения постепенно разрастались и стали выполнять некоторые городские функции. Но в города они превратились лишь в 19-20 веке, одновременно с возникновением древнерусского государства. Именно так возникли Киев, Смоленск, Новгород, Псков, и некоторые другие города на Руси.

В 19 в. развитие систем городского хозяйства приобретает широкий размах, хотя большинство технических новинок в данной сфере было впервые применено в городах Европы и Америки. Но и в крупнейших городах России оперативно осваивали новшества и внедряли их в жизнь. Так, уже в первой половине 19 в. в Петербурге, в Москве и некоторых других городах стало применяться газовое освещение улиц, появились первые виды общественного транспорта- омнибусы, использовались паровые двигатели в водопроводном хозяйстве, появились первые элементы благоустройства, несколько улучшилось санитарное состояние городов, в результате очистки территорий от грязи и мусора. Но в большинстве малых и средних городов перемены практически не ощущались.

При этом надо иметь в виду, что к началу 20 в. водопроводы имелись лишь в 20% городов. Среднее потребление воды в городах составляло не более 40 л/сут. На одного человека. Качество подаваемой воды во многих случаях было невысоким, т.к. 42% всех водопроводов не имели очистных сооружений. Канализационные системы с очисткой отводящихся токов имелись лишь в 23 городах. В целом в городах России канализационная сеть составляла лишь 18 % от общей длины водопроводной сети. В то же время, большое распространение имела ассенизация, которая существовала в 45% городах страны.

Первые электростанции появились в России в конце 19 в. и вскоре получили широкое распространение для обеспечения электричеством жилых и общественных зданий.

В 1891 г. первая трамвайная сеть стала функционировать в Киеве, затем появились трамваи в других крупных городах, заметно оживив городскую жизнь.

Замощение улиц и проездов в городах постепенно развивалось, но в целом находилось на низком уровне. Основную часть мощения составляли булыжные мостовые.

В развитие инфраструктуры городов вкладывались и бюджетные средства. Основными источниками доходов города на 1870 г являлись:

Сбор с недвижимых имуществ

Сборы с торговой и промышленной деятельности, с трактирного промысла

Доходы от городских (коммунальных) предприятий

Доходы от использования городского имущества

Пособия из государственной казны на покрытие обязательных расходов города.

Структура доходов городов постепенно менялась и, если в конце 19 в ведущее значение имели доходы от использования городского имущества и сборы с торговли, промыслов, трактиров, то уже в начале 20 в. наибольшую значимость стали приобретать доходы городских предприятий.

Таким образом, уровень развития городского хозяйства к началу 20 в. был недостаточен, но имел устойчивую тенденцию к развитию.

В.Л. Кюхельбекер
Родился Вильгельм Кюхельбекер в Петербурге, по старому стилю - 10 июня 1797 года. Происходил из семьи саксонского дворянина Карла Генриха Кюхельбекера, который переселился в Россию в 1772 году. Отец поэта был образованным человеком, он учился праву в Лейпцигском университете одновременно с А. Н. Радищевым и И. В. Гете. С последним был х ...

Внешняя политика России во второй половине XVIII в
Задачи внешней политики. Важнейшей задачей внешней политики, стоявшей перед Россией во второй половине XVIII в., была борьба за выход к южным морям — Черному и Азовскому. С третьей четверти XVIII в. во внешнеполитической деятельности России значительное место занял вопрос об освобождении от иноземного господства земель Украины и Белорус ...

Народные выступления в Древней Руси. Даты наиболее крупных выступлений
До недавнего времени народные движения, имевшие место в древнерусском обществе, трактовались как проявления классовой борьбы, носившей антифеодальный характер. Однако современные исследователи подчеркивают как неоднозначность их социальной природы, так и многоплановость порождающих их факторов. Это хорошо видно на примере крупнейших на ...