Социально-экономическое развитие
Страница 3

История » История России с древнейших времен до наших дней » Социально-экономическое развитие

Хронический дефицит бюджета Екатерина пыталась преодолеть традиционными приемами. Одним из них был выпуск бумажных ассигнаций. Впервые с 1769 г. появились бумажные деньги (к концу XVIII в.

бумажный рубль обесценился и стоил 68 коп. серебра). Также впервые при Екатерине Россия обратилась к внешним займам. Первый из них был сделан в 1769 г. в Голландии, второй — в следующем году в Италии.

Бюджет России был типичен для абсолютистских государств Европы.

Доходы росли за счет повышения налогов — как прямых (подушная подать), так и косвенных (продажа казной вина, соли и других товаров, таможенные пошлины, доходы от чеканки монеты и др.). В расходной части бюджета на первом месте стояли затраты на армию и флот, далее шли расходы на управление, содержание двора, незначительные средства тратились на развитие науки, просвещения и искусства.

Укрепление сословного строя. Каждая категория населения (дворяне, духовенство, различные категории горожан, крестьян, казачество и др.) приобретала сословную замкнутость, которую определяли соответствующие права и привилегии, зафиксированные в законах и указах.

Укрепление и насаждение сословного строя в XVIII в. было одним из способов удержать власть в руках дворянства. Это происходило в канун Великой французской революции, проходившей под лозунгом «свободы, равенства и братства», который означал разрушение всех сословных перегородок.

Внутренняя политика. Просвещенный абсолютизм. Под просвещенным абсолютизмом одни авторы понимают политику, которая, используя социальную демагогию и лозунги просветителей, преследовала цель сохранения старых порядков. Другие историки пытались показать, как просвещенный абсолютизм, отвечая интересам дворянства, одновременно способствовал буржуазному развитию. Третьи подходят к вопросу о просвещенном абсолютизме с академических позиций, видят в нем один из этапов эволюции абсолютной монархии.

XVIII в. — время господства просветительской идеологии. Французские просветители М.Ф. Вольтер, ШЛ. Монтескье, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития. Один из путей достижения свободы, равенства и братства философы видели в деятельности просвещенных монархов мудрецов на троне, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости.

Представление о государстве как о главном инструменте достижения общественного блага господствовало в умах людей того времени. Теория разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, их независимости друг от друга могла, по мысли просветителей, обеспечить совершенное общественное устройство.

Идеалом ШЛ. Монтескье, чье сочинение «О духе законов» было настольной книгой Екатерины П, являлась конституционная монархия с четким разделением законодательной, исполнительной и судебной властей. В своей политике Екатерина II пыталась реализовать эти теоретические положения. Естественно, она не могла пойти против дворянства, против крепостного права. Она стремилась построить законную самодержавную монархию, обновить ее с учетом новых исторических реалий, а не вводить конституционный демократический строй, как этого хотели просветители. Понимание монархами равенства и свободы не шло дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамках самодержавной монархии.

Политика просвещенного абсолютизма в России, так же как и в ряде Других европейских стран, заключалась в использовании положений просветительской идеологии для укрепления крепостнического строя в условиях его начавшегося разложения. Такая политика не могла проводиться долгое время. После Великой французской революции наметился 173 курс на усиление внутренней и международной реакции, что означало конец периода просвещенного абсолютизма.

Просвещенный абсолютизм Екатерины П. Екатерина П обнаружила ум и способности крупного государственного деятеля. Она заняла престол в сложное время. Впоследствии в своих мемуарах она вспоминала: «В 1762 г. при вступлении моем на престол я нашла сухопутную армию в Пруссии на две трети жалование не получавшую . Внутри империи заводские и монастырские крестьяне почти все были в явном непослушании властям, и к ним стали присоединяться местами и помещичьи».

Екатерина П должна была выработать политику, отвечавшую условиям Нового времени. Эта политика и получила название «просвещенного абсолютизма».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Теория постиндустриального общества
Американский экономист и социолог Уильям Ростоу выдвинул в 1960 году концепцию «стадий экономического роста». С точки зрения ученого, в истории человечества можно выделить пять стадий. Первая - это «традиционное» общество (все социальные организмы вплоть до капитализма), основанное на сельском хозяйстве и низкой производительности труд ...

Основные направления внешней политики Петра Первого. Создание Великого посольства, его задачи
Идея «Великого посольства» (март 1697 - август 1698 г.) формально имело целью посетить столицы ряда европейских государств для заключения союза против Турции. Великими послами были назначены генерал-адмирал Ф.Я. Лефорт, генерал Ф.А. Головин, начальник Посольского приказа, и думный дьяк П.Б. Возницын. В посольство входило 280 человек, в ...

Жёны декабристов
14 декабря 1825 года "Россия впервые видела революционное движение против царизма". Смелый вызов самодержавию был сделан в столице Российской империи - в Петербурге, на одной из её центральных площадей. Всего шесть часов длилось восстание. Против восставших были двинуты вчетверо их превосходящие воинские силы царя. В распоряж ...