Украина и Россия накануне освободительной борьбы 1648-1654 ГГ.
Страница 7

История » История России с древнейших времен до наших дней » Украина и Россия накануне освободительной борьбы 1648-1654 ГГ.

Раскол. Реформы, проводившиеся в условиях массового народного недовольства, вызвали протест со стороны части бояр и иерархов церкви, которые боялись, что перемены в церкви подорвут ее авторитет в народе. Произошел раскол в русской церкви. Приверженцы старых порядков — старообрядцы — отказывались признать реформу Никона и выступали за возврат к дореформенным порядкам. Внешне разногласия между Никоном и его противниками-старообрядцами, среди которых выделялся протопоп Аввакум, сводились к тому, по каким образцам греческим или русским — унифицировать церковные книги. Спор между ними шел и о том, как следует креститься — двумя или тремя перстами, как совершать крестный ход — по ходу солнца или против солнца и т.д.

Раскол стал одной из форм социального протеста народных масс, связывавших ухудшение своего положения с реформой церкви. Тысячи крестьян и жителей посада, увлеченные страстными проповедями 126 «расколоучителей», бежали на Поморский Север, в Заволжье, на Урал, в Сибирь, где основывали старообрядческие поселения.

Наиболее мощно протест против церковной реформы проявился в Соловецком восстании 1668-1676 гг. Сюда, в далекую обитель с мощными стенами и значительным запасом продовольствия, стекались противники реформ. Здесь нашли приют многие разницы. В 1676 г. предатель через тайный лаз впустил царские войска в монастырь. Из 600 защитников крепости в живых остались только 50.

Предводители старообрядчества протопоп Аввакум и его единомышленники были сосланы в Пустозерск в низовье Печоры и провели 14 лет в земляной тюрьме, после чего были сожжены заживо. С тех пор старообрядцы часто подвергали себя «огненному крещению» — самосожжению в ответ на приход в мир «Никона-Антихриста». Трагически сложилась и судьба главного врага старообрядцев патриарха Никона.

Добившись титула «великого государя», святейший патриарх явно переоценил свои силы. В 1658 г. он демонстративно покинул столипу, заявив, что не хочет быть патриархом в Москве, а останется патриархом Руси. В 1666 г. церковный собор с участием александрийского и антиохийского патриархов, которые имели полномочия от двух других православных патриархов — константинопольского и иерусалимского, сместил Никона с поста патриарха. Местом его ссылки стал знаменитый Ферапонтов монастырь под Вологдой. Уже после смерти Алексея Михайловича Никон возвратился из ссылки и умер (1681) неподалеку от Ярославля. Он похоронен в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре под Москвой (г. Истра), который сам и построил по тому же плану, что и храм Гроба Господня в Иерусалиме, — Москва виделась Никону истинным центром мирового христианства.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Польские восстания
В России были свои пути и методы внутренней колонизации, начиная с XVI века. Разделы Польши между Пруссией, Австрией и Россией в 1772, 1793, 1795 годах – новый этап этого процесса. Польша исчезла с политической карты Европы, была экономически обескровлена. 62% ее земель с 45% населения отошли к России, на отнятых землях вводились законы ...

Присоединение Средней Азии к России
На юго-востоке от России располагались обширные среднеазиатские территории. Они простирались от Тибета на востоке до Каспийского моря на западе, от Центральной Азии (Афганистан, Иран) на юге до южного Урала и Сибири на севере. Население этого региона было невелико (около 5 млн. человек). Народы Средней Азии развивались неодинаково в эк ...

Политика императоров и их военные действия. Реформы Александра I.
В середине 90-х годов вокруг Александра сложился небольшой кружок единомышленников. Это были В.П. Кочубей, князь А.А. Чарторыйский, граф А.С. Строганов, Н.Н. Новосильцев — двоюродный брат Строганова. В этом кружке «молодых друзей» обсуждались пороки Павловского царствования и строились планы на будущее. Контроль над деятельностью монар ...