Украина и Россия накануне освободительной борьбы 1648-1654 ГГ.
Страница 1

История » История России с древнейших времен до наших дней » Украина и Россия накануне освободительной борьбы 1648-1654 ГГ.

По Люблинской унии (1569), объединившей Польшу и Литву в единое государство — Речь Посполитую, в нее также были включены Белоруссия, большая часть Украины. Население Украины и Белоруссии испытывало тройной гнет: крепостнический, национальный и религиозный.

Крепостное право в Польше юридически оформилось еще в середине XVI в. (1557). Как отмечали современники, положение польских крестьян было самым тяжелым в Европе. После объединения с Литвой 118 польские магнаты перенесли крепостнические порядки на украинские и белорусские земли. Подвластных крестьян польские паны именовали не иначе как «быдпо» (скот). Усиленно насаждались польские порядки и традиции. В 1596 г. в Бресте была заключена уния (союз) между православной и католической церквами, по которой православные обряды на Украине и в Белоруссии сохранялись. Но главой объединенной церкви провозглашался римский папа. Большинство православной знати призвало унию.

Центром борьбы за сохранение украинского национального самосознания стали братства — просветительные общественные организации, возникшие во Львове, Лупке, Киеве и других городах. В 1632 г. Петр Могила основал Киево-Могилянскую коллегию (с 1701 г. — Академия) при Киево-Печерской Лавре — первое высшее учебное заведение на Украине. Наряду с униатской церковью была создана православная митрополия. В 1620 г. патриарх Иерусалимский Феофан прибыл на Украину и поставил там православных священников. Киевским и Галипким православным митрополитом был Петр Могила (1632-1646), внесший большой вклад в развитие культуры и образования на Украине.

Социальные и национальные противоречия, усиленные религиозным гнетом, вызвали массовые выступления населения Украины и Белоруссии, которые проходили на всем протяжении второй половины XVI начала XVII в. В 30-40-е годы XVII в. наступим спад этой борьбы.

Польские паны называли этот период «временем золотого покоя».

Запорожская Сечь. Центром борьбы против иноземных поработителей стала в 40-50-х годах XVII столетия Запорожская Сечь. Ее ядром был остров Хортица (в настоящее время часть города Запорожье). Для защиты от набегов крымских татар здесь, за днепровскими порогами, казаки соорудили специальную систему укреплений из срубленных деревьев — «засеки» (отсюда и название этой территории). Здесь, в низовьях Днепра, сложилась своеобразная казацкая республика, свободное военное братство во главе с выборными кошевым и куренными атаманами.

Речь Посполитая, желая привлечь казачество на свою сторону, стала составлять особые списки — реестры. Казак, записанный в реестр, назывался реестровым, считался на службе у польского короля и получал жалованье. В соответствии с установившимся порядком во главе Запорожского войска стоял гетман. В 1648 г. гетманом Запорожской Сечи был избран Богдан Хмельницкий, получивший традиционные знаки власти: булаву, бунчук и войсковую печать.

Богдан Хмельницкий. Отец Богдана Хмельницкого был казацким старшиной. Хмельницкий получил хорошее, по тому времени, образование в Киеве и Львове, знал польский, латинский, турецкий языки (последний он выучил в Турции, где два года был в плену).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Отношения с царской семьей
«Он не ищет милостей у своих августейших патронов, а они преклоняются и заискивают перед ним. Вымаливают у него заступничество перед судьбой, благословения и рекомендаций от имени Бога» Николай II по своей природе был очень мнительным и недоверчивым. Единственными, кто пользовался его доверием, были различные кудесники, которые заполня ...

Культура средневековой Руси IX – XVII в.
Важнейшим событием IX в является принятие русью христианства. До принятия христианства, во второй половине IX в была создана братьями Кириллом и Мефодием - Славянская письменность на основе греческого алфавита. После крещения Руси она была положена в основу древнерусской письменности. Русская литература родилась в первой половине XI в. ...

Поход «Миром» на Великий Новгород. Конец Вечевой Республики
Побеждённый, но не подчинившийся до конца, Новгород не мог не беспокоить великого князя московского. 21 ноября 1475 г. Иван III прибыл в столицу вечевой республики «миром». Он всюду принимал дары от жителей, а вместе с ними и жалобы на произвол властей. «Вятшие люди» — вечевая верхушка во главе с владыкой Феофилом — устроили пышную встр ...