Отсчет и измерение времени
Страница 1

Для мусульман день делится на две половины по двенадцать часов. Отсчет времени ведется от захода солнца — это ноль часов. Поскольку заход солнца наступает день ото дня то раньше, то позже, идеальные часы нужно было бы подводить каждый вечер. Семидневная неделя начинается в воскресенье. В то же время, предназначенная для молитв пятница считается выходным днем.

Бедный или богатый, высокопоставленный чиновник или скромный ремесленник, мусульманин — и, никуда не денешься, немусульманин — видит перед собой день, разграниченный молитвами, точнее призывом муэдзина к пяти ежедневным молитвам. Три молитвы посвящены восходу солнца, его зениту и закату и позволяют мусульманину, как и немусульманину, приспособить свои дневные заботы к такому расписанию; время после полудня прерывается молитвой икипди, которая дает передышку в каждодневных тяжелых трудах; и наконец, наступает пятая и последняя молитва (йятси), которая приносится уже у себя дома через час-два после захода солнца. Поскольку призыв к молитве зависит от движения солнца, летом рабочий день длиннее, чем зимой, так как к делам приступают с рассветом, а завершают на исходе дня.

Для измерения прохождения времени османы использовали две системы, унаследованные от античности. С одной стороны, это солнечные часы, которые повсюду на фасадах мечетей; с другой — водяные часы (клепсидра, градуированные сосуды, которые пропускают точно отмеренное количество воды) внутри мечетей и коранических школ.

Заметим, что европейские механические часы, производство которых началось в XIV в., очень рано заинтересовали османов. В XVI в. настенные и наручные часы европейского производства — некоторые из них были изысканными подарками — широко использовались в империи, и там даже изготавливались их местные копии. Самым замечательным мастером-часовщиком был Мехмед Таджуддин (1520—1585), трактат которого о часах с гирями и на пружинах, написанный в середине века, занимает важное место в этой науке.

Далеко не все инструменты для часового дела в Османской империи импортированы из Европы. С 1630 по 1700 г. в Стамбуле, в квартале Галата, действует гильдия европейских часовщиков, качество изделий которых отвечает стандартам швейцарских и английских мастеров, но их богато декорированные часы предназначаются для турецкого рынка. С XIX в. в больших имперских мечетях устанавливается большое количество настенных часов, а в центре городов сооружают часы для общественного пользования.

Существует должность муваккит, буквально «определяющий время»; это лицо, прикрепленное к мечети, и в его обязанность входит предупредить муэдзина, что настало время призывать правоверных к молитве. Он занимает ложу, муваккит-хапе, возвышающуюся над улицей или воротами при входе в мечеть. Муваккит составляет также специальные календари, называемые имсакийе, в которых указывается время молитв и окончания поста (ифтар) в течение месяца рамадана; он также каждый год составляет гороскопы и карманные альманахи (так-вим), в которых отмечаются «счастливые» и «несчастливые» дни; специально отмечены дни, благоприятные для начинания дел, покупки рабов, вступления в брак, путешествий и т.д.

В XVII в. самый знаменитый муваккит пребывал в султанской мечети Байязида в Стамбуле, вблизи Большого базара. Именно он определяет время для всего города; ему, перед каждым отплытием в море, наносят визит капитаны судов для того, чтобы настроить корабельный хронометр и другие навигационные приборы.

Страницы: 1 2

Духовенство
Православное духовенство состояло из двух частей: белого, приходского (от рукоположения) и черного, монашеского (от пострижения). Только первая составляла собственно сословие, ибо вторая часть не имела наследников (монашество давало обет безбрачия). Белое духовенство занимало низшие посты в церковной иерархии: священнослужителей (от дья ...

Социально-экономическая обстановка в России в годы первой мировой войны.
Специфика экономического и социального развития России начала XX в. привела к тому, что страна представляла из себя сложный конгломерат почти автономных социально-экономи­ческих анклавов, имеющих собственные, часто непримиримые интересы. В этих условиях особое значение приобретала гиб­кость и дальновидность власти, умение не столько при ...

Христианство на Руси в 882-912 гг.
В 882 году, согласно «Повести временных лет», в Киевской земле произошел переворот. Киев был захвачен новгородским князем Олегом, который, уничтожив правивших там князей – Аскольда и Дира, сам вместе с Игорем вокняжился в городе. Позиция Олега по отношению к христианству и к киевским христианам была по-разному расценена историками. В.И ...