Социально-экономическая обстановка в России в годы первой мировой войны.
Специфика экономического и социального развития России начала XX в. привела к тому, что страна представляла из себя сложный конгломерат почти автономных социально-экономических анклавов, имеющих собственные, часто непримиримые интересы. В этих условиях особое значение приобретала гибкость и дальновидность власти, умение не столько приспособиться к существующим условиям, сколько повлиять на них посредством опережающих шагов, которые смогли бы удержать в равновесии всю социально-экономическую систему, не допустить ее распада. При этом следует еще раз отметить, что до поры, до времени ни одна социальная сила, кроме части интеллигенции, в открытую не ставила вопрос о насильственном изменении самодержавного принципа правления, уповая лишь на то, что правительственная политика будет учитывать их интересы. Поэтому все слои ревниво воспринимали традиционную привязанность власти к дворянству, а последнее становилось откровенно агрессивным при любой попытке посягнуть на его исконные права и интересы.
В таких условиях определяющее значение имела личность монарха. Однако в переломное время на российском престоле оказался человек, не понимающий масштабов стоящих пес страной задач. Николай, в отличие от своего знаменитого деда. Не почувствовал тревожную атмосферу всеобщего ожидания' доведя страну до революционного взрыва. Не имея собственной программы, он был вынужден для выхода из кризиса воспользоваться той, которая усиленно навязывалась либеральными силами. Но Николай был непоследователен. Его внутренняя политика лишилась исторической логики, поэтому встретила неприятие и раздражение как слева, так и справа. Результатом было стремительное падение престижа власти. Ни один царь в истории России не подвергался такому дерзкому и открытому поношению, как Николай II. Это привело к решающему перелому в общественном сознании. Случилось самое страшное: ореол царя как Божественного избранника, светлой и непогрешимой личности рассеялся. А от падения морального авторитета власти оставался всего лишь шаг до ее свержения. Его ускорила I мировая война.
В это же время большинство политических партий, не имея реальной социальной базы, апеллировали к самым темным инстинктам масс. Черносотенцы, с их кровавыми погромами и антисемитизмом, большевики, с их яростным неприятием идеи социального мира, эсеры, с их романтизацией самого тяжкого греха — убийства человека, — все они внедряли в массовое сознание идеи ненависти и вражды. Популистские, бьющие на отмаш, лозунги радикальных партий — от черносотенного «бей жида, спасай Россию», до революционного «грабь награбленное» — были просты и понятны. Они воздействовали не на разум, а на чувства, и могли в любой момент превратить обычных людей в способную на любые противоправные действия толпу. Отдельные провидческие предупреждения о пагубности подобных настроений оставались «гласом вопиющего в пустыне». Психологию ненависти, разрушения, потерю ощущения самоценности человеческой жизни многократно усилила мировая война. Лозунг поражения своего правительства стал апогеем нравственного распада русского народа. А распад традиционных нравственных устоев неизбежно должен был повлечь за собой и распад государства. Его ускорила революция.
Внутренняя и внешняя политика Александра I
После убийства Павла I в результате дворцового переворота императором России стал его сын Александр I.
Вступив на престол, Александр был намерен провести реформы по самым насущным общественно-политическим проблемам. Первые его внутриполитические мероприятия были связаны с исправлением наиболее одиозных распоряжений Павла I, вызвавших в ...
Московское царство
Как уже было сказано выше, к середине XII века Русь раскололась на 15 княжеств, одним из них стало Ростово-Суздальское.
В середине ХII века, усилиями в основном Юрия Долгорукого, Ростово-Суздальское княжество из далекой окраины, которая прежде покорно посылала свои дружины на подмогу киевскому князю, превратилось в обширное независимое ...
Отсчет и измерение времени
Для мусульман день делится на две половины по двенадцать часов. Отсчет времени ведется от захода солнца — это ноль часов. Поскольку заход солнца наступает день ото дня то раньше, то позже, идеальные часы нужно было бы подводить каждый вечер. Семидневная неделя начинается в воскресенье. В то же время, предназначенная для молитв пятница с ...