Политические причины войны за независимость колоний
Страница 2

История » Борьба американских колоний Англии за независимость. Образование США » Политические причины войны за независимость колоний

С 1760-х гг. Великобритания фактически стала править в Северной Америке наподобие абсолютной монархии, пытаясь насаждать режим, присущий феодальным обществам[13]. Американцы были потрясены и возмущены попыткой создания у них нового абсолютизма. Начались политические волнения и выступления против Великобритании, а их идеологическим знаменем стали антиабсолютистские и антифеодальные доктрины Просвещения, пропагандировавшие именно те идеалы, которые намеревались отстоять американцы.

Толкование идей Просвещения применительно к собственной ситуации американцы 18 века почерпнули из сочинений французских просветителей Монтескье и Руссо.

Общество оказалось в центре внимания самой известной работы Руссо - "

Об общественном договоре, или Принципы политического права" (1762). Руссо пишет, что люди достигли такого предела, когда они вынуждены объединиться. Задача людей, стремившихся к объединению, как указывает Руссо: "Найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации, и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде". Отыскав нужную им форму ассоциации, люди заключают Общественный договор. Так получается новое государство.

В отличие от общих рассуждений Руссо, Монтескье создал первую развернутую политическую доктрину в идеологии просветительства, подкрепляя ее историческими и правовыми фактами. В своих исследованиях он стремился выявить законы истории[14]. По его мнению, государство и законы появляются вследствие войн. Закономерности общественной жизни Монтескье раскрывает через понятие общего духа нации (отсюда название его главного труда) [15].

Пытаясь установить соотношение между физическими причинами, определяющими политическую жизнь, Монтескье замечал, что законы очень тесно связаны с теми способами, которыми различные народы добывают себе средства к жизни. Ведущую роль среди физических причин Монтескье отводил географическим факторам. Сама постановка вопроса о значении географической среды в жизни общества была плодотворной, ибо ориентировала политическую мысль на выявление объективных причин государства и права[16].

Развивая учение Локка, Монтескье выделяет в государстве законодательную, исполнительную и судебную власти. Сосредоточение всей полноты власти в руках одного лица, учреждения или сословия неминуемо ведет к злоупотреблениям и произволу. Нужен такой порядок, указывал Монтескье, при котором "одна власть останавливает другую"[17]. Учение Монтескье о разделении властей обладало значительной новизной по сравнению с предшествующими концепциями. Идеологически теория разделения властей была направлена против королевского абсолютизма и служила обоснованию компромисса буржуазии и дворянства. [18]

Итак, у образованных американцев (а такой была политическая элита США) были теоретические труды крупных мыслителей прошлого и настоящего, позволяющие оперировать предложенными рекомендациями согласно американской ситуации.

В антиколониальном движении в Северной Америке можно выделить три этапа: умеренный, радикальный и революционный. Смена этапов и течений сопровождалась обновлением американской политической идеологии.

Самым ярким представителем умеренного этапа и течения антиколониального движения был массачусетец Джеймс Отис. Отис доказывал, что знаменитые английские Билль о правах и Хабеас корпус акт, гарантировавшие неприкосновенность личности, собственности и жилища, в равной степени распространяются и на американцев. Над волей монарха и парламента он возвышал не только английскую Конституцию, но и естественное право: "Закон, противоречащий Конституции, недействителен; закон, противоречащий естественному праву, также недействителен"[19].

Отис обращался к естественно-правовому учению, дополнял уже известные теории рассуждениями о естественном равенстве жителей метрополии и колоний:

"Формулируя идею естественных прав колонистов, я полагаю доказанным тот факт, что они являются людьми, общими детьми того же Создателя, что и их братья из Великобритании. Природа наделила всех равенством и совершенной свободой, чтобы действовать в границах закона, определенного природой и разумом, и не зависеть от воли, настроения, страсти или прихоти любых других людей".

В своих практических рекомендациях Отис предлагал американцам бороться за представительство в британском парламенте, но эти его призывы не встретили должной поддержки. Сэмюэль Адамс, утвердившийся на рубеже 1760-1770-х гг. на ведущей позиции в патриотическом движении Массачусетса, прямо указывал, что борьба патриотов за депутатские места в английском законодательном органе уводит их на ложный путь[20].

Страницы: 1 2 3 4

Общие контуры исторической картины
Приблизительно 12 000 лет назад начались резкие перемены в жизни людей на Земле. Появились первые дома и укреплённые поселения, украшения и каменные сосуды. Люди сделали первые шаги в земледелии и скотоводстве, Эти события археологи назвали "неолитической революцией". Начало неолитической революции связывают сейчас с так назыв ...

Происхождение этрусков
Этрусский период в истории Италии начинается приблизительно в VIII в. до н. э. Этруски были наиболее культурным, наряду с греками, народом Италии в I тыс. до н.э. На фоне лигуров, италиков, иллирийцев, живших в условиях первобытно-общинного строя, этруски выделялись тем, что у них возникли классовое общество и государственная организаци ...

Поляки после революции 1917 года
В России 1917-1918 – 3 млн. поляков. В Сибири – от 300 до 500 тысяч поляков. Больше половины составляли ссыльные и их потомки, а также добровольные переселенцы. В годы гражданской войны в Енисейской губернии была сформирована V-я польская дивизия[18], вошедшая в состав корпуса белочехов. После изгнания Колчака в Красноярске разместили ...