Освободительное восстание в Греции в 1821 г
Страница 2

История » Становление Греции как государства » Освободительное восстание в Греции в 1821 г

Романтика национально-освободительной революционной борьбы и формирования национального государства на территории являвшейся колыбелью европейской цивилизации, постоянно привлекала восторженные взгляды многочисленной армии симпатизирующих грекам во всех европейских странах. Не случайно по всей Европе возникают филэллинские общества, ставящие своей целью всемерно способствовать становлению греческой государственности, развитию ее институтов и возрождению исторических памятников Древней Эллады[1]. Геополитическое положение Греции, являвшейся европейскими воротами в Азию, делает новое государство объектом пристального внимания сильнейших европейских держав, таких как Россия, Англия и Франция, в восточной политике которых все сильнее проявляется греческое направление.

Можно выделить несколько главных объединяющих начал, которые цементировали греческое общество на начальных этапах становления национального государства и послужили в дальнейшем основой формирования греческой нации. Во-первых, в основе объединения лежала языковая общность жителей множества греческих островов и местностей и своеобразная национальная культура. Несмотря на то, что зачастую представители политической элиты, получившие образование за границей, и испытывали определенные трудности с переходом на греческий язык, постепенно национальные культурные традиции брали верх. «Я видел в Греции много молодых людей, возвратившихся из Европы, где они воспитывались во время революции. . Многие должны отказаться и от своего платья и вновь одеться в национальное. Родители гневно выражают свое недовольство, видя в своих детях капризных иностранцев, иногда потерявших и родной язык и родную привязанность к религии», — вспоминал Константин Базили, переводчик при российском флоте в своих воспоминаниях «Архипелаг и Греция в 1830-1831 годах».[2] Уже в первые годы после революции активно шло формирование новогреческого языка, вырабатывалась его литературная норма, что стало немаловажным фактором единения греков. «В последнее время новогреческий язык сделал быстрые успехи», — отмечал в статье из «Отечественных записок» 1841 года Лип-рт.[3] Национальному единению греческого населения способствовало и осознание себя потомками древних эллинов и попытки возродить наследие Древней Эллады. Не последнюю роль в этом сыграло европейское просвещение, идеи которого постепенно в большей или меньшей мере стали проникать в широкие слои греческого общества. Все без исключения российские путешественники отмечали огромные усилия, которые предпринимались греками для сохранения и восстановления памятников старины, несмотря даже на сложное финансовое состояние государства. Среди греков вошло в моду называть своих детей именами видных древней государственных деятелей, литераторов и философов, хотя ещё несколько десятилетий назад подавляющая часть греческого населения, в основном ориентированного на свою узкую общину не имела какое-либо понятие о героях и достижениях древней Эллады.

Развивалась и национальная греческая культура. Несмотря на долгие годы турецкого ига, коренные греки в значительной степени сохранили многие черты уклада и особенности народной культуры и не спешили перенимать модные иностранные веяния. Особенно характерно это проявилось на бытовом уровне в ежедневной жизни греческих низов. Захаров отмечал, что среди греков даже считалось особым достоинством подчеркнуть свою приверженность национальной культуре: «Надо отдать справедливость грекам, их привязанности к своему, народному; для грека нет блага выше, как уметь удачно выказать свою национальность в песнях, плясках, перед публикою, в особенности перед женщинами, которые со своей стороны неравнодушны к национальным обычаям и оценивают по достоинству особенно отличившегося преданностью к родине»[4]. Важную роль в процессе становления греческого государства играла и общая православная религия, которую теперь можно было беспрепятстпенно исповедовать. Религия сыграла объединяющую роль в борьбе греков за независимость. Орлов-Давыдов вспоминает как в одной из бедных сельских церквей Пелопоннеса ему довелось увидеть наклеенные на стенах тексты патриотических песен. «Эта церковь изображает лучше всех длинных описаний чувства греков к их религии. Они сражались за нее, и потому украшают церковь своими трофеями, т. е. национальными песнями», — писал путешественник[5].

Страницы: 1 2 3

Суть концепции «Москва – Третий Рим»
Автор теории, вошедшей в историю политической мысли под названием “Москва – Третий Рим”, был иосифлянином по своей идеологической направленности. Его учение развивало и уточняло главные иосифлянские идеи о природе царской власти, ее назначении, взаимоотношении с подданными и церковной организацией. О самом авторе, монахе (или, может бы ...

Восточные славяне. Образование Древнерусского государства
Первые свидетельства о славянах. Славяне, как считает большинство историков, обособились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н.э. Прародиной ранних славян (праславян), по археологическим данным, была территория к востоку от германцев — от р. Одер иа западе до Карпатских гор на востоке. Ряд исследователей считает, чт ...

Просвещённый абсолютизм
Новые для России веяния принесла политика императрицы Екатерины II, которая осуществляла государственные преобразования под лозунгом «просвещённого абсолютизма». В торжественном манифесте от 6 июля 1762 г. объявлялось: «Самовластие, не обузданное добрыми и человеколюбивыми качествами в государе, владеющем самодержавно, есть такое зло, к ...