Детство. Семья. Военное дело. Характерные качества личности ЖуковаСтраница 2
- Вот что ребята, никогда не задавайте таких вопросов . солдат должен безмолвно выполнять приказы и команды, а куда ведут солдата - про то знает начальство.
Конечно, это не очень согласовывалось с суворовским принципом: "каждый солдат должен знать свой маневр". И не всем мог быть по душе совет ефрейтора. Но молодой Жуков, как он пишет в своих воспоминаниях, начинал уже уяснять себе рациональную сторону этого совета, повидав много и хорошего, полезного и немало несправедливости и дурного. Там, где одни видели только тягость происходящего, молодой Жуков в самом начале службы видит в трудностях средство самовоспитания и подготовки к тому, что пригодится потом. Позже, несмотря на всю тяжесть военной службы, он отказывается от предложения унтер-офицера стать писарем и заявляет ему: "я пошел в учебную команду . чтобы досконально изучить военное дело и стать унтер-офицером". В последующем Жуков сделает вывод, что основным фундаментом, на котором держалась старая армия, был унтер-офицерский состав, который обучал, воспитывал и цементировал солдатскую массу. И на протяжении всей службы, на всех должностях он уделял много внимания подготовке и становлению младших командиров.
Время шло, сменялись чины, повышались звания, осуществлялся рост профессионализма Жукова в военном деле. С годами он приобрел черты, соответствующие истинному полководцу: широта и глубина охвата явлений и событий при оценке военной и военно-политической обстановки, глубина проникновения в замыслы и действия противника, реализм в оценке соотношения сил, несгибаемая воля в достижении поставленных целей в самых сложных условиях (под его руководством иногда невозможное становилось реальностью, как это было при обороне Москвы), величайшая активность и навязывание своей воли противнику (как это было под Ленинградом), решительность и отсутствие каких-либо колебаний при выполнении крупных оперативно-стратегических решений, когда обстановка была до предела сложной и запутанной, - всем этим во всей полноте обладал Маршал Советского Союза и просто человек - Георгий Константинович Жуков. И вместе с тем он никогда не пытался делать все сам. Он обладал важнейшим качество - умением сплачивать и привлекать к самой активной работе подчиненных командующих и командиров, штабы и политорганы. Жуков был признанным организатором боевой работы крупных военных коллективов. Особенно большое значение имела его огромная работоспособность. Еще до войны он работал по 15--16 часов в сутки, а с началом войны почти круглые сутки.Общеизвестно и другое. Сколько упорного труда он вложил, чтобы развить в себе качества видного военачальника. Жуков же умел не только учить, но и учиться, и как никто другой хорошо понимал, что учеба может быть эффективной, когда не просто учитель учит ученика, а ученик сам добывает знания и приобретает практические навыки под руководством учителя.Об этом говорят его боевые друзья - видные советские полководцы. Боевой соратник Жукова Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский, служивший с ним плечом к плечу, вспоминал о двадцатых годах, когда их пути сошлись во время учебы в Высшей кавалерийской школе в Ленинграде: "Жуков, как никто, отдавался изучению военной науки. Заглянем в его комнату - все ползает по карте, разложенной, на полу. Уже тогда дело, долг для него были превыше всего". Жуков стал выдающимся полководцем только потому, что прошел долгий путь учебы овладения военным искусством в рядах Красной Армии.Он был человеком, отличавшимся "решительным и жестким характером", - написал о Г.К. Жукове его другой боевой товарищ, Маршал Советского Союза А.М. Василевский. И далее: "Жуков решал вопросы смело, брал на себя полностью ответственность за ведение боевых действий . Думаю, не ошибусь, если скажу, что Г.К. Жуков - одна из наиболее ярких фигур среди полководцев Великой Отечественной войны".
Жуков считал самым опасным в военном деле и в подготовке военных кадров, когда сложнейший процесс выработки решений подменяется поверхностным, отвлеченным приложением теории к практике, когда решения не вытекают из анализа конкретных условий обстановки, а извлекаются из теории.
Пропорциональное развитие умственных способностей, волевых и организаторских качеств Г.К. Жуков считал важнейшим условием обучения и воспитания командных кадров вообще.
Своеобразие умственных способностей Г.К. Жукова проявлялось прежде всего в умении предвидеть развитие событий, мыслить не только за себя, но и за противника, видеть сразу целое и все детали, в соединении, выражаясь словами Б.М. Теплова, "синтетической силы ума с конкретностью мышления", в особом даре превращения сложного в простое, сохранении верности суждений, простоты и ясности мысли в сложнейших условиях боевой обстановки, а также при решении самых запутанных и трудных проблем военной теории и практики.
Румынские княжества как объект соперничества трёх империй.
После 1711 года Молдова и Цара Ромыняскэ (Валахия) были превращены в главную арену соперничества трёх империй: России, Турции и Австрии. В течение столетия после заключения Прутского мирного договора на территории княжеств имели место семь войн, принесшие колоссальные разрушения и затормозившие экономическое развитие стран. ...
Результаты и значение внешней политики Петра Первого в
международных отношениях
С именем Петра связано превращение России в империю, евразийскую военную державу. Не прекращавшаяся четверть века борьба за выход к морю определяла всю внешнюю политику Петра I. Петр еще в 90-е гг. XVII века пришел к выводу, что для устранения относительной международной изоляции необходим выход к морям - Черному и Балтийскому - или хот ...
Петр Первый. Приемники Абсолютизма
Петр Первый был не просто наследственным монархом, а самым настоящим харизматическим лидером нации, обладавшим особым престижем в глазах элиты. Именно это позволило ему провести радикальную насильственную ломку патриархальных устоев страны, осуществить ее модернизацию и европеизацию, сохранив власть на протяжении всей своей жизни. Полит ...